25 апреля 2019, четверг, 07:18
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 марта 2004, 19:00

О реформе и угрозах России

Смена кабинета министров перед грядущим президентским триумфом на выборах снова заставил гадать о политическом курсе России и направлении российских реформ. Напомним, что цели для страны, поставленные Путиным в послании Федеральному собранию, самом программном заявлении президента, звучали как удвоение ВВП, борьба с бедностью и реформа армии. “Полит.ру” продолжает обсуждение этих целей и в сюжете армейской реформы публикует интервью с Владимиром Дворкиным.

Справка. Владимир Зиновьевич Дворкин - генерал-майор (в отставке), д. техн. наук, профессор - старший советник ПИР-Центра. Более 40 лет проработал в структурах Министерства обороны СССР/России, в том числе в 1993-2001 гг. – начальником 4-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны. Один из авторов программных документов, относящихся к СЯС и РВСН. В течение многих лет участвовал в качестве эксперта в подготовке договоров ОСВ-2, РСМД, СНВ-1, СНВ-2. Действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Академии военных наук, Российской инженерной академии, Международной инженерной академии и Академии космонавтики.

Как можно сформулировать требования к армии в современной ситуации?

После окончания “холодной войны” характер угроз военной безопасности России заметно трансформировался, но их спектр не уменьшился, а скорее увеличился. Это связано, во-первых, с нестабильностью в прилегающих к России регионах, во-вторых, с распространением оружия массового поражения и средств его доставки, а также с международным терроризмом

Все это свидетельствует о том, что роль военной силы в начале XXI века не уменьшилась, а продолжает приобретать все большее значение, в том числе не в последнюю очередь для России. Поэтому, безусловно, России нужны современные высокопрофессиональные вооруженные силы с новейшим вооружением и высоким уровнем боевой подготовки.

Российские Вооруженные силы сегодня представляют собой ухудшенный слепок с советских и, конечно же, не соответствует современным требованиям. Без радикальной реформы они не будут соответствовать таким требованиям в обозримой перспективе.

Пожалуй, из всех составляющих ВС только стратегические ядерные силы пока что сохраняют необходимый потенциал сдерживания крупномасштабных военных угроз. Сейчас и в перспективе это необходимо хотя бы потому, что ни одно ядерное государство в мире от политики ядерного сдерживания не отказалось. Кроме того, как это не парадоксально, несмотря на провозглашенное стратегическое партнерство, сохраняется ситуация взаимного ядерного сдерживания между Россией и США.

Связано это в том числе и с консервативностью, устойчивостью самой ракетно-ядерной материи, жизненный цикл которой от разработки, производства, развертывания, эксплуатации и до снятия с вооружения и утилизации занимает несколько десятков лет.

То обстоятельство, что сейчас трудно говорить о соответствии ВС современным требованиям, связано не только с ущербным финансированием, но прежде всего с отсутствием в течение уже более 10 лет внятной, детально проработанной с учетом изменения военно-политической обстановки и ресурсных ограничений, принятой на самом высшем уровне программы реформирования. Усилия в этом направлении предпринимались, в частности, в 1998 – 2000 гг., однако по различным причинам, включая чисто субъективные, приступить к реализации разработанных планов строительства современных ВС не удалось.

За последние 4 года удалось повысить объемы и устойчивость финансирования ВС, особенно по сравнению периодом до 2000 г., когда даже крайне недостаточные плановые показатели, особенно по инвестиционным статьям, от которых зависят НИОКР и закупки современных образцов вооружения, выполнялись на 15 – 20%. Но плановый объем финансирования, конечно, недостаточен для того, чтобы ВС такой численности стала боеспособной.

Численность ВС равна сегодня 1 млн. 160 тыс. человек, что примерно равно численности ВС США. А финансирование почти в 30 раз меньше, чем американской армии.

Насколько я понял из вашего ответа, появились новые типы угроз, например, международный терроризм. Как должны быть изменены параметры армии, уже как ответ на новые угрозы, а не только на изменившуюся экономическую ситуацию?

Я бы не начинал формировать требования к параметрам ВС исходя из угроз терроризма. Непосредственную борьбу с международными террористами, как это принято повсюду, должны вести специальные службы и подразделения. Другое дело, что эта угроза тесно связана с поддерживающими их режимами, которых достаточно по границам России. Если бы не было таких режимов, проблемы международного терроризма и распространения оружия массового уничтожения решались бы значительно легче.

Действия тоталитарных режимов и противодействие им, как показывает опыт последнего десятилетия, способны приводить к вооруженным конфликтам различной интенсивности. И российские Вооруженные силы должны быть способными вести боевые действия в таких конфликтах для защиты интересов страны и участвовать на равных в операциях международных коалиционных сил. Сейчас мы к этому неспособны: по структуре ВС, оснащенности, уровню боевой подготовки.

Чтобы отражать современные угрозы, нужна другая структура ВС. У нас же сохраняется устаревшая структура, в которой 3 вида ВС, 3 рода войск и военные округа. Но реально боевые действия ведутся не видами, не родами, не округами, а объединенными группировками разнородных сил и средств под руководством объединенного командования. Эти группировки должны создаваться в мирное время, в мирное же время отрабатывать вопросы боевой, в том числе оперативной, подготовки. Во всех развитых странах такие объединенные группировки существуют и только они ведут боевые действия. Создание их в ходе боевых действий, как неопровержимо показывает опыт всех наших войн, в том числе в Чечне, приводит к длительной потере управления, неразберихе, ничем неоправданным жертвам.

А что тогда становится ядром этой новой структуры?

Современные и прогнозируемые в перспективе формы и способы ведения боевых действий, как уже неоднократно подчеркивалось президентом и военными аналитиками, должны быть относительно компактными, мобильными, высокопрофессиональными и обеспеченными интегрированными средствами космической, авиационной и другими видами разведки, системами и средствами боевого управления и связи, высокоточным оружием авиационного, наземного и морского базирования. Ядром подобных формирований могли бы стать силы быстрого реагирования под объединенным командованием на базе российских воздушно-десантных войск.

Необходимо, наконец, теперь уже с третьей попытки (первая – в 1991 г., не завершенная из-за развала СССР, вторая – в 1998 г., остановленная в результате отчаянного сопротивления А.Квашнина) сформировать объединенное командование стратегическими силами сдерживания, в оперативное подчинение которому входили бы наземные, морские и авиационные ядерные силы. Это позволило бы, помимо прочего, унифицировать и поднять на более высокий уровень требования к боевой подготовке, надежности, к системе эксплуатации, ядерной безопасности и т.п. Дополнительным импульсом для этого служат и неудачные пуски морских ракет на последних масштабных учениях. Такая структура давно уже успешно функционирует в США и даже в Индии уже создана.

Какие еще механизмы реформ необходимы?

Оборонно-промышленный комплекс в результате реформы за последнее десятилетие пострадал не меньше, а может быть и больше, чем экономика в целом. Около 80% всех производственных фондов в оборонно-промышленном комплексе по существу выработали свой ресурс. Но возможности выделения на реконструкцию дополнительных средств сдерживаются в том числе и значительными затратами на содержание существующей численности ВС. Поэтому сокращение численности - по-видимому, безальтернативное направление. Любое сокращение ВС – болезненный процесс, также требующий дополнительных затрат. Но содержать нынешнюю численность и одновременно создавать боеспособное ядро армии с современным вооружением – задача неподъемная для нашей экономики.

Другой вопрос связан с кадровым потенциалом: уже неоднократно отмечалась необходимость перехода на контракт, и в первую очередь - сержантского состава. Российские ВС уникальны: ни в одной развитой и даже развивающейся стране нет призывного сержантского состава. Казалось бы, по этому вопросу уже и решения приняты на самом высоком уровне. Однако планы, которые приведены в “Белой книге” Министерства обороны, не представляются обоснованными по срокам и по необходимым затратам на перевод сержантского состава на контрактную основу.

Есть ли механизмы общественного участия в продвижении и разработке военной реформы?

Несмотря на объявление об окончании реформ и начале планомерного строительства ВС, многие авторитетные эксперты считают, что реформа еще и не начиналась. Это связано в первую очередь с тем, что ни одно ведомство не может само себя реформировать. Есть международный опыт разработки программ реформ, и этот опыт подтверждает необходимость создания независимых авторитетных комиссий, которые назначаются высшим руководством страны, обладают широкими полномочиями, вырабатывают и обосновывают основные направления реформирования. Таким комиссиям предоставляются все необходимые исходные данные от профильных министерств и ведомств. Они имеют право привлекать к работе соответствующие задачам научные и конструкторские организации. В комиссии, по опыту многих развитых стран, входят очень представительные и авторитетные люди, в том числе нобелевские лауреаты, бывшие высокопоставленные чиновники, ученые.

Другая сторона проблемы связана с тем, что, несмотря на кажущееся продвижение в сторону открытого оборонного бюджета, ни парламентарии, ни экспертное сообщество не располагает информацией о принятых приоритетах военного строительства. По видам и родам ВС, по вооружению и военной технике, которые планируется разрабатывать и серийно производить. Открытый бюджет – это важнейшая часть парламентского и общественного контроля с точки зрения воздействия на военную реформу.

Но и этого недостаточно. Открытый бюджет представляет собой только годовой срез предполагаемых программ и затрат. Необходимо открывать долгосрочные программы вооружения. Это не значит, что должна быть открыта вся Государственная программа вооружения, в которой содержится достаточно много характеристик образцов вооружения, составляющих государственную и военную тайну. Но должны быть открыты долгосрочные приоритеты. Что планируется развивать в первую очередь? Или опять раздают всем сестрам по серьгам? Или же действительно в качестве первоочередных задач решено сосредоточиться на интегрированных системах космической разведки, боевого управления и связи, интегрированных с высокоточным оружием?

Относительно долгосрочные программы, связанные с количеством закладываемых кораблей, закупаемых ракет, бронетанковой и авиационной техники бессмысленно скрывать – ведь мы по ряду международных договоров предоставляем эти данные партнерам по переговорам, но зачем-то скрываем это от своих парламентариев и от общественности.

Таким образом, независимые экспертные комиссии, открытый бюджет, открытые программы являются теми необходимыми инструментами, которыми только и можно реализовать общественный контроль и общественное воздействие на армейскую реформу.

Вы сказали, что экспертные комиссии должны быть наделены большими полномочиями. Означает ли это, что кроме права обширного доступа к информации, они должны иметь еще и средства реализации собственных предложений?

Это совершенно правильный вопрос. Экспертные комиссии должны иметь финансовые средства для подряда организаций, которые способны проводить необходимый анализ, расчеты, моделирование и т.п., в особенности если это негосударственные организации. Вместе с тем, государственные институты могли бы работать по задачам комиссий и в директивном порядке.

Что является продуктом деятельности таких комиссий: предложения руководству страны или законодательные акты?

Вырабатываются долгосрочные программы реформирования или развития, которые представляются высшему руководству, и в зависимости от масштабов они могут находить реализацию в виде законов, указов или постановлений правительства.

У нас в России на данный момент есть экспертный ресурс, который мог бы участвовать в такого рода программах?

У нас есть не только ресурс, но и подобный опыт. Например, в 1998-1999 гг. программу развития стратегических ядерных сил разрабатывала авторитетная комиссия под руководством академика РАН Н.П. Лаверова, в которую входили ведущие гражданские и военные ученые и специалисты, генеральные конструкторы, руководители НИИ. В жестких дискуссиях вырабатывались оптимальные программы. Программу развития орбитальной группировки разрабатывала комиссия под руководством академика РАН Е.П. Велихова, в ней таким же образом была разработана сбалансированная программа. К сожалению, этот опыт не получил дальнейшего развития.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:57 Госсекретарь США назвал необходимым продление договора СНВ-3
20:30 СКР опроверг выводы о взрывчатке в рухнувшем самолете Качиньского
19:56 Помощник прокурора метро Петербурга задержан за взятку
19:30 Басманный суд арестовал счета и недвижимость Михаила Абызова
19:03 Минфин предложил отказаться от системы контроля самозанятых
18:44 Единственный независимый член совета директоров «Восточного» вышел из правления
18:17 ГД рассмотрит законопроект о лишении свободы на срок до 15 лет за пьяные ДТП
18:00 Выбрано место для добычи древнейшего льда на Земле
17:44 Компания Пригожина потребовала от ФБК и Навального 1 млрд рублей за расследование о школьном питании
17:23 Власти Петербурга предложили ввести туристический сбор
16:59 Совфед одобрил согласованный с ГД вариант закона о хостелах
16:33 Впервые показано фото черной дыры
16:00 Самое высокое тропическое дерево растет на Калимантане
15:23 Shell выйдет из «Балтийский СПГ»
15:03 Ученые пообещали показать черную дыру
14:43 Сотрудник ФСБ получил шесть лет колонии по делу о госизмене
14:25 СК попросил для Калви домашний арест
14:00 Австралийские аборигены помогают ученым спасать ящериц
13:53 Медведев рассказал школьникам о своих самых сложных решениях на посту
13:17 Жителя Астрахани осудят за недонесение на боевика ИГ
12:47 Чайка рассказал о борьбе ГП в интернете
12:17 Чайка рассказал Совфеду о нарушениях во ФСИН и СК
12:00 430 миллионов лет назад в морях плавал ктулху
11:55 СК заблокировал счета Абызова после попытки вывести с них деньги
11:34 Турция пообещала купить новую партию С-400 при отказе США поставлять Patriot
11:09 Источник сообщил о согласии ЕС на отсрочку по Brexit
10:50 Из Русского музея пытались утащить скульптуру с помощью крюка
10:22 В Воронеже местного жителя задержали после наезда на курсанта
10:10 Глухим лягушкам найти брачного партнера помогает флуоресценция
09:57 Amnesty International заявила о рекордном снижении числа казней в мире
09:28 В отделениях «Почты России» появятся магазины Fix Price
09:17 Блогер подала иск к «Тинькофф банку» о защите репутации
08:06 Мэр Нью-Йорка объявил режим ЧС из-за вспышки кори
07:47 Опрошенные россияне назвали размер «достойной» зарплаты
05:32 ЦИК Израиля огласил предварительные итоги выборов в Кнессет
03:57 И.о. замминистра внутренней безопасности США подала в отставку
02:54 YouTube разблокировал видеоклип группы «Альянс»
02:20 Далай-лама госпитализирован в Нью-Дели с инфекцией
01:20 Шойгу велел отправить «бездушных» сотрудников военкомата в «горячие места»
00:20 Серебренников впервые после ареста вышел на сцену «Гоголь-центра»
09.04 23:59 В Минтрансе назвали срок сдачи скоростной трассы Москва — Петербург
09.04 23:00 СБУ задержала жительницу Запорожья за «антиукраинскую пропаганду»
09.04 22:36 Глава Минюста США рассказал о редактировании доклада Мюллера
09.04 22:10 Нетаньяху и его главный соперник заявили о победе на выборах в Израиле
09.04 21:56 Экс-мэра Владивостока приговорили к 15 годам колонии строгого режима
09.04 21:30 Опубликован шорт-лист Международной Букеровской премии
09.04 20:52 Фонд кино выбрал 14 фильмов для финансирования съемок
09.04 20:36 Суд продлил арест топ-менеджеру Baring Vostok по делу о хищении
09.04 19:57 Палата общин проголосовала за отсрочку Brexit до 30 июня
09.04 19:30 В штабе Порошенко объяснили появление Путина на его плакатах
«ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ритейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции русские националисты сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.