18 апреля 2019, четверг, 21:24
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 мая 2004, 08:19

Что получит армия?

В начале апреля 2004 года Президент подписал указ о назначении Андрея Бельянинова директором Федеральной службы по гособоронзаказу. Аналогичная структура была создана в марте 2003 года и называлась Государственным Комитетом по оборонному заказу. Комитет возглавил Владимир Матюхин (бывший руководитель только расформированного тогда ФАПСИ), получивший одновременно должность заместителя министра обороны. Прошел всего год, и руководитель исчезает вместе с Комитетом и статусом замминистра. Как тогда, так и сейчас все произошло практически незаметно для общественности и средств массовой информации, хотя речь идет о деньгах Министерства обороны (МО) и других силовых министерств и о том, кто и как будет ими распоряжаться. Естественно задаться вопросами – что происходит и что изменится со сменой названия и руководителя. Чтобы понять это, необходимо рассмотреть предысторию вопроса.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) формируется всеми силовыми министерствами. Ежегодно в соответствии с выделенными средствами каждое министерство сообщает, что оно хочет закупить или разработать. Информация передается в Минэкономразвития, где и формируется сводный оборонный заказ. Самым большим потребителем вооружения и военной техники, безусловно, является МО. Ему принадлежит более трех четвертей ГОЗ.

Еще с советских времен в Министерстве обороны существует довольно сложная, но вполне логичная система заказов. В основном, идет специализация по видам вооружения и военной техники (летательные аппараты, ракеты, корабли, обеспечение тыла, связь и т.д.). При создании оборонного заказа каждый вид вооруженных сил создает свою часть заказа и передает его в Управление Начальника Вооружения, где создается сводный оборонный заказ за министерство в целом. Аналогичным образом, только в менее грандиозном масштабе, устроена работа и в других силовых министерствах (МВД, ФСБ, МЧС и МинЮст).

Такая структура заказов имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, каждый знает свои потребности в вооружении и где это можно купить или заказать. С другой стороны, возникает масса серьезных проблем, как финансового, так и организационного характера. Первыми, из-за масштабности системы заказов, с этими проблемами столкнулись в Министерстве обороны: разные виды вооруженных сил могут заказывать одни и те же разработки, что приводит к двойному финансированию и потере унификации вооружения в министерстве в целом. Так, например, навигационных приборов одинакового действия было создано несколько разновидностей. То есть за одно и то же было заплачено несколько раз. При этом у каждого прибора оказалась своя элементная база, а значит, в случае ремонта нужно иметь несколько типов запасных деталей. Кроме того, каждому виду вооруженных сил ближе собственные проблемы, проблемы других видов его интересуют гораздо в меньшей степени. У американцев, например, перед передвигающейся пехотой летит беспилотный аппарат, который обнаруживает заминированные участки и, если не может их обезвредить, сообщает об этом саперам. У нас за все, “что летает”, отвечают Военно-воздушные силы, и проблемы Сухопутных войск их волнуют в последнюю очередь. Аналогичные примеры можно привести по каждому виду войск.

Сохранилась и тенденция советских времен - относиться к личному составу, как к “пушечному мясу”. Заказы тыла и всего, что касается личного состава армии, по-прежнему обеспечиваются по остаточному принципу. Нет ни поисковых маячков, которыми снабжены солдаты западных армий, ни нормального обеспечения жизнедеятельности личного состава. Так, банно-прачечный поезд был закуплен лишь тогда, когда в Чечне армия покрылась коростой и вшами. И если бы не этот беспрецедентный случай, поезд появился бы в лучшем случае лет через 16, так как средства выделялись на закупку одного вагона в год.

Никто не обменивается информацией ни внутри министерств, ни между министерствами. А если в одном ведомстве возможны одинаковые работы, то сколько параллельных работ одновременно идут во всех силовых структурах, можно только догадываться. Просто рай для предприимчивого промышленника. Почему бы не создать одно изделие, получить на него многократное финансирование, придать разный внешний вид, дать разные названия и продать нескольким покупателям и, между прочим, по разным ценам?! Так все и происходит. Было бы глупо не воспользоваться ситуацией.

Первыми в Министерстве обороны с проблемами одинаковых работ, отсутствием унификации выпускаемых изделий и неравномерным снабжением войск необходимым вооружением и военной техникой столкнулось Управление Начальника Вооружения. Ведь именно туда стекается вся информация для формирования оборонного заказа МО. Возникающие проблемы пытались решать разными способами, но по большей части безуспешно. Почти удалось избавиться от параллельных разработок внутри своего министерства, начались попытки создания единой элементной базы для унификации изделий, но отсутствие реальных рычагов управления всей системой заказов застопорили этот процесс. Тогда и возникла идея создания единого центра заказов внутри министерства. Немного подумав, пришли к выводу, что нужно создавать Единого Заказчика по всему оборонному заказу, а не только в своей части.

Управление из единого центра позволило бы навести порядок в этом сложном хозяйстве. Сбалансированное сводное планирование, где бы оценивалось наибольшее количество возможных вариантов развития вооружения и военной техники, позволило бы найти оптимальный вариант оборонного заказа, выбрать главные приоритеты развития, повысить эффективность использования финансовых средств и максимально унифицировать создаваемые и поступающие на вооружение изделия. Конечно, нужно учитывать специфику каждого министерства. Все они имеют свои войска, всем им нужно вооружение. Однако, вряд ли МЧС нужны наручники или электрошокеры, а Минюсту – летающие госпитали. И унифицировать нельзя все подряд, так, например, материал, из которого шьется военная форма, должен поглощать свет, а материал для “гаишников” должен свет отражать.

Итак, выход был найден. Доложили руководству и получили согласие на дальнейшую проработку вопроса. Министерству обороны нужно было, прежде всего, начать с себя и максимально оптимизировать систему заказов, постепенно приведя ее к единому центру, и только потом приниматься за создание общего единого центра по всему оборонному заказу.

Но у системы Единого Заказчика в наших условиях есть большой минус – она требует аккумуляции финансовых средств в одних руках. Когда это до всех дошло, началась нешуточная борьба за право стать Единым Заказчиком. Первым перед искушением не устоял Генштаб. Вскоре к битве за “денежный мешок” подключились и другие участники. Началась сложная “подковерная” борьба. Кроме того, в рамках создания Единого Заказчика в Министерстве обороны было сокращено количество заказывающих управлений. Появились недовольные военные чиновники. Начались внутриминистерские интриги. Свою роль сыграла и личная неприязнь между генералами. Начались внутренние проверки друг друга. Все это не могло пройти незаметно для Кремля. Начались внешние проверки Министерства обороны. Не успевала уйти одна комиссия, как появлялась другая. Кого только не присылали. Тут тебе и Счетная палата, и налоговая инспекция, и контрольно-ревизионное управление при администрации Президента, и Прокуратура. Разве что ФСБ не было – по крайней мере, официально. Вот тогда и появился на свет Государственный Комитет по оборонному заказу.

На первый взгляд эта идея показалась здравой. Очевидно, что Единый Заказчик должен быть создан на основе Министерства обороны, как самого крупного потребителя вооружений и военной техники. Кроме того, так как началась непримиримая борьба за право распоряжаться финансовыми средствами, то необходимо ввести новое лицо, не затронутое внутриминистерскими интригами. Казалось, что все, что требуется от Владимира Матюхина, назначенного руководителем Комитета, - разобраться в сути проблемы, подготовить нормативную базу, окружить себя специалистами по созданию сводных оборонных заказов за каждое министерство и приступить к работе. Однако господин Матюхин сам подключается к интригам, окружает себя людьми не только не знающими, как формировать ГОЗ, управлять им и контролировать его исполнение, но и не очень представляющими, что конкретно нужно силовым министерствам. На низовые звенья прикомандировываются офицеры из центральных управлений Министерства обороны. Как нетрудно догадаться, специалистов никто не отдаст. В итоге создается аппарат, неспособный написать даже положение о собственных задачах и функциях. Не успев родиться, идея создания Единого Заказчика под эгидой Комитета умирает сама собой. Таким образом, абсолютно необоснованно – экономически и политически - в Министерстве обороны появляется еще одна чиновничья структура, численность которой превышает ту, что до того занималась общим вооружением. И что самое главное, эта структура оказывается неспособной решать поставленные перед ней задачи.

Кремль, безусловно, хотел видеть своего человека у финансового рычага, но не учел всей специфики и сложности вопроса. С наскока такие проблемы не решаются. В итоге дело стояло на месте, интриги продолжались. Вместо того чтобы проводить подготовительную работу по организации Единого Заказчика (создание единого информационного поля, подготовка недостающих специалистов, разработка проектов административных решений и многое другое), действующие лица оказались в условиях, неприемлемых для нормальной работы. Желание генералов побыстрее собрать деньги в одну кучу и свалить реального конкурента превысила все разумные пределы.

Так или иначе, Владимир Матюхин не выполнил возложенные на него функции и через год был убран с поля боя. Более того, в кулуарах МО Комитет по оборонному заказу стали называть “очередным отстойником”. Казалось, теперь в Кремле поймут, что действовать надо как-то по-другому. Но не тут-то было – в апреле 2004 года Кремль предпринимает очередную попытку “в наведении порядка” в системе гособоронзаказа. Вместо Комитета создается Федеральная служба по гособоронзаказу, и возглавляет ее бывший глава “Рособоронэкспорта” Андрей Бельянинов. Если верить статистике, на старом месте у Бельянинова все шло вполне успешно. Объем продаж вооружения увеличился более чем на 60%, удалось сделать прозрачными многие сделки. И вдруг такой странный поворот судьбы. С точки зрения карьеры, назначение на руководство Федеральной службой по гособоронзаказу больше похоже на почетную ссылку. Но если допустить, что на основе Федеральной службы будет создаваться Единый заказчик, и средства от продажи вооружений будут увязываться с потребностями российской армии и других силовых структур, то такое назначение уже мало походит на ссылку. При аккумулировании финансовых потоков власть Федеральной службы по гособоронзаказу может стать очень ощутимой.

Однако пока проблемы у господина Бельянинова те же, что и у его предшественника. По-прежнему нет ни специалистов, ни необходимой для работы информации - по-прежнему нет взаимопонимания с генералитетом. Конечно, можно учесть ошибки Матюхина. Можно воспитать своих специалистов и на их основе создавать свою структуру. Но не проще ли упорядочить уже имеющиеся знания и опыт? Чтобы, начиная “с нуля”, получить аналог уже имеющихся структур, нужен не один год. Ведь кто-то все это время занимался сводными заказами в каждом министерстве. Значит, уже есть готовые специалисты, есть пусть разрозненная, но какая-то информационная база. Если Кремль не устраивают конкретные персоны в Министерстве обороны, то, может быть, дешевле было бы найти им замену. Зачем же создавать новые государственные структуры и ломать те, что давно работают? И уж тем более не стоит рушить то, что еще не успели создать. Единый Заказчик действительно нужен государству. Это поняли многие западные страны. Правда, там создана жесткая система общественного контроля за эффективностью использования финансовых средств. Отчитываться приходиться за каждый винтик, поэтому если кто и сражается за право стать у “руля”, то только из карьерных соображений, а не из-за возможности что-то себе “урвать”.

Вся эта возня вокруг денег Министерства обороны и других силовых структур больше напоминает бандитские разборки по переделу сфер влияния, чем государственное строительство. Слишком лакомый и при этом абсолютно бесконтрольный кусок может оказаться “на кону”. Почему-то кажется, что тайных миллионеров у нас станет больше - ведь должен быть какой-то смысл в такой административной реформе. Что же получит от такого передела российская армия и другие силовые ведомства, совершенно неясно.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:57 Госсекретарь США назвал необходимым продление договора СНВ-3
20:30 СКР опроверг выводы о взрывчатке в рухнувшем самолете Качиньского
19:56 Помощник прокурора метро Петербурга задержан за взятку
19:30 Басманный суд арестовал счета и недвижимость Михаила Абызова
19:03 Минфин предложил отказаться от системы контроля самозанятых
18:44 Единственный независимый член совета директоров «Восточного» вышел из правления
18:17 ГД рассмотрит законопроект о лишении свободы на срок до 15 лет за пьяные ДТП
18:00 Выбрано место для добычи древнейшего льда на Земле
17:44 Компания Пригожина потребовала от ФБК и Навального 1 млрд рублей за расследование о школьном питании
17:23 Власти Петербурга предложили ввести туристический сбор
16:59 Совфед одобрил согласованный с ГД вариант закона о хостелах
16:33 Впервые показано фото черной дыры
16:00 Самое высокое тропическое дерево растет на Калимантане
15:23 Shell выйдет из «Балтийский СПГ»
15:03 Ученые пообещали показать черную дыру
14:43 Сотрудник ФСБ получил шесть лет колонии по делу о госизмене
14:25 СК попросил для Калви домашний арест
14:00 Австралийские аборигены помогают ученым спасать ящериц
13:53 Медведев рассказал школьникам о своих самых сложных решениях на посту
13:17 Жителя Астрахани осудят за недонесение на боевика ИГ
12:47 Чайка рассказал о борьбе ГП в интернете
12:17 Чайка рассказал Совфеду о нарушениях во ФСИН и СК
12:00 430 миллионов лет назад в морях плавал ктулху
11:55 СК заблокировал счета Абызова после попытки вывести с них деньги
11:34 Турция пообещала купить новую партию С-400 при отказе США поставлять Patriot
11:09 Источник сообщил о согласии ЕС на отсрочку по Brexit
10:50 Из Русского музея пытались утащить скульптуру с помощью крюка
10:22 В Воронеже местного жителя задержали после наезда на курсанта
10:10 Глухим лягушкам найти брачного партнера помогает флуоресценция
09:57 Amnesty International заявила о рекордном снижении числа казней в мире
09:28 В отделениях «Почты России» появятся магазины Fix Price
09:17 Блогер подала иск к «Тинькофф банку» о защите репутации
08:06 Мэр Нью-Йорка объявил режим ЧС из-за вспышки кори
07:47 Опрошенные россияне назвали размер «достойной» зарплаты
05:32 ЦИК Израиля огласил предварительные итоги выборов в Кнессет
03:57 И.о. замминистра внутренней безопасности США подала в отставку
02:54 YouTube разблокировал видеоклип группы «Альянс»
02:20 Далай-лама госпитализирован в Нью-Дели с инфекцией
01:20 Шойгу велел отправить «бездушных» сотрудников военкомата в «горячие места»
00:20 Серебренников впервые после ареста вышел на сцену «Гоголь-центра»
09.04 23:59 В Минтрансе назвали срок сдачи скоростной трассы Москва — Петербург
09.04 23:00 СБУ задержала жительницу Запорожья за «антиукраинскую пропаганду»
09.04 22:36 Глава Минюста США рассказал о редактировании доклада Мюллера
09.04 22:10 Нетаньяху и его главный соперник заявили о победе на выборах в Израиле
09.04 21:56 Экс-мэра Владивостока приговорили к 15 годам колонии строгого режима
09.04 21:30 Опубликован шорт-лист Международной Букеровской премии
09.04 20:52 Фонд кино выбрал 14 фильмов для финансирования съемок
09.04 20:36 Суд продлил арест топ-менеджеру Baring Vostok по делу о хищении
09.04 19:57 Палата общин проголосовала за отсрочку Brexit до 30 июня
09.04 19:30 В штабе Порошенко объяснили появление Путина на его плакатах
«ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ритейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции русские националисты сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.