27 мая 2020, среда, 10:10
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 декабря 2004, 21:41

Александр Долгин: "Надо пробудить вкус человека ко времени"

В «Полит.ру» появляется новый раздел «прагматика культуры». Создатель этой концепции – Александр Долгин, возглавляющий фонд с одноименным названием, исследователь индустрии роскоши, профессор и заведующий кафедры прагматика культуры в Высшей школы экономики. Беседа Александра Долгина с Майей Кучерской – попытка пробиться к сердцевине этой концепции и объяснить, в чем состоит ее прагматический аспект для культуры и общества. 

— В русской культурной традиции всегда как-то само собой подразумевалось, что культура сопротивляется прагматике. Ведь задачи культуры лежат в заведомо «бесполезной», духовной сфере — не в материальной, не в экономической. Не прячется ли в словосочетании «прагматика культуры» – оксюморон, глубинное внутреннее противоречие?

— Это  наивная точка зрения, особенно сегодня, когда львиная доля культуры функционирует под эгидой бизнеса.  Для  тех, кто реально погружен в культурное поле, вопросы проектности,  эффективности в этой сфере - это и есть прагматические вопросы.  Бизнес с середины ХIХ века научился эксплуатировать эстетику и подчинять ее своей бизнес-логике, своим целям. Цели же просты – заработать деньги. «Прагматика культуры» соединяет два смысла. С одной стороны, прагматика — это нацеленность на решения, на пользу, это предметное представление о том, на что следует нацеливать культурную политику. В слове «прагматика» есть и другое значение, прагматика – это еще и то, что происходит между текстом и реципиентом. В теории искусства есть три основных области. Первая – психология творчества, вторая - устройство произведения искусства. Эти сферы хорошо разработаны, но вот о третьей сфере, о том, что получает потребитель художественного произведения, соответствует ли это его  вложениям и ожиданиям, сказано гораздо меньше. Общее определение прагматики как проектности, как нацеленности на какие-то желанные состояния и  семиотический смысл понятия совпадают.  И специалисты, кажется, уже приняли этот термин. Под этим названием открыта кафедра в Высшей школе экономики.

— Вы рассматриваете художественное произведения с точки зрения потребителя и  существования произведения в экономической системе. «Экономика культуры» - область,  активно разрабатываемая в европейской науке последние лет сорок. Насколько принципиально введение термина «прагматика культуры», почему нельзя обойтись «экономикой культуры»?

— «Экономика культуры»  звучит неточно, однобоко. Экономика не объемлет культуру, так как рассматривает только один аспект функционирования культуры, тот, что находит отражение в деньгах. Очевидно, что  культурные процессы не исчерпываются денежным измерением.   Собственно  символическая составляющая в  денежную оптику  не видна. Из-за этого тексты экономистов культуры выглядят одногранными и беспомощными. Авторы стесняются входить в область эстетики, вкуса, в итоге картинка получается неполноценной. Я  знаю, каким образом учесть эстетическую составляющую, не покидая поля объективности.  Я назвал дисциплину,  изучающую культуру и в эстетическом и в экономическом и в маркетинговом ключе,  «экономикой символического обмена». Именно такой курс я  и читаю в Высшей школе экономики.

— В чем состоит символическое измерение этого обмена? Иначе говоря, в чем, по-вашему, принципиальное отличие культурного продукта (фильма, картины, книги, музыкального произведения) от любого другого – вещи, услуги?  

— В том, что в обыденной сфере полезность вещи, в общем, понятна: холодно, сытно, удобно, быстро. Формальные признаки вещи прямо связаны с потребительским эффектом. Люди покупают ту вещь, ту услугу, на которую рассчитывают, о которой  более-менее информированы, и остаются довольны. Если же не довольны, то больше не покупают, и это сказывается на цене. Действует правило «дороже, значит, лучше». В культуре все иначе: можно заплатить деньги, но ожидаемого не получить.  Твоя реакция, твои впечатления от произведения искусства - это и есть символическое измерение культурной активности.  Многое можно подсчитать - денежную выручку, сколько создано произведений,   сколько людей посетило  места культуры. Но за гранью такого рода счета остается очень важный момент – а что люди получили в результате? Понравились ли им экспозиция, альбом, фильм? Они плевались, было скучно, или они ушли окрыленные ?  Какого типа потребности удовлетворены, какого типа время они в итоге получили?  Результирующие эффекты  символической активности  деньгами не отражаются.

— Вы хотите попытаться подсчитать еще и количество удовольствия, радости, полученной от потребления «культурного продукта»? Но как это возможно?

— Это большой вопрос, и речь не идет о примитивной бухгалтерии о вульгаризации. Нужно наладить рефлексивность особого типа - дать потребителю культуры возможность выразить свои впечатления рыночным способом. На всех нормальных рынках потребитель – главное действующее лицо. Наличие обратной связи между  ним и производителем – залог прогрессивности рынка. В культуре этой связи не  установлено. Чтобы она возникла, нужно вовлечь в процесс оценивания самих потребителей. Ведь именно они, а не кто иной, распознают  финишное качество. Но если уж аттестация проведена,  то почему не использовать ее результаты  во благо других людей. Если представить себе, что нам удастся получить от людей сигналы о том, насколько им понравился фильм, книга, исполнитель, и если эти сигналы будут  опубликованы в форме доступной производителям и другим потребителям культуры - это закрутит всю рыночную механику культуры в нужном направлении. Согласитесь, если уж культуре суждено быть  в рынке, то   должен быть создан и рыночный механизм  обратной связи.

— Но ведь суждения типа «понравилось - не понравилось» может исходить от совершенно не компетентного потребителя. Значит, о качестве фильма их оценка ничего не сообщит?

— Главное  то, какого рода суждения мы хотим получить от этих, как Вы сказали, некомпетентных людей.  Есть аспекты, в которых они компетентны a priori - они лучше всех знают  то, что происходит у них в душе. Они и только они   - единственные  детекторы «для-себя» ценности. Не требуется тонкий искусствоведческий анализ, они должны просто сказать - им понравилось или нет? Как им было? Здесь раскрывается фундаментальное свойство информации, в том числе эстетической. Ее ценность открывается только в прочтении данным субъектом. Если он открыл какую-то ценность для себя, он может об этом сообщить.  И самое удивительное в том, что для  пользы дела совершенно  не  требуется  суждение  «дилетанта» об «истинном» качестве продукта, а только - о его  индивидуальном впечатлении.  Нас не должно волновать, почему  произведение так   подействовало – это зависит от множества привходящих факторов: вкуса, художественной компетентности, общекультурного уровня, настроения и установок, антуража, социального окружения...  Разложить все по полкам, зато каждый может сказать, пришлась ему по душе та или иная   вещь или нет.   Искусство создает или не создает некие желанные состояния - в этом ключе его и нужно оценивать.   Искусство – это художественная новация. Нескончаемые споры о «высоком и низком»  прекратятся в тот момент, когда мы  спросим: «для кого новация?». То, что называется большим искусством – это абсолютная новация, яркое эстетическое высказывание, которое распознается профессионалами, как первое в своем роде. Но возможно и другое прагматическое определение: искусство - то, что работает как эстетическая новация для данного  человека. То, что распознается им, как новое, и воздействует на него, как искусство, при этом оно  вовсе не обязательно  новое вообще. Однако для него оно ново. Это двойное толкование искусства, породившее путаницу в стольких умах, надо разграничить. 

— По-вашему, оценить, понравилось или нет, то есть  как-то отрефлексировать увиденное, услышанное способен каждый человек?

— Да, я утверждаю, что каждый может различать, как он провел время. Для этого я ввожу специальное понятие — «качественное, личностное время».  Это время не обязательно только лишь гедонистическое. Это и время напряженного умственного труда, и время  нерадостных переживаний -  такие состояния могут осознаваться, как ценные. По моему убеждению, любой человек в состоянии отличить «качественное время» от не качественного. Эта способность различать, кстати, нарабатывается, как вкус. Вкус к времени. Одна из примет – качественное время летит, оно  быстро проходит.

— Означает ли все это, что необходимость в институте экспертизы, оценки предлагаемой культурной продукции отпадает? Зрители, читатели, слушатели и сами все оценят, без критиков?

— Институт экспертизы поразила болезнь издержек ручной аттестации произведений искусства. Дисбаланс между обилием высказываний и их экспертным оцениванием, это и есть болезнь издержек. Критики просто не успевают оценить все, что появляется на рынке, а потребителям трудно добраться до созвучных им критиков. Должно множиться число критиков, или один критик должен читать тридцать книжек в неделю, сорок, но будем ли мы доверять критику, который умопомрачительно много   читает? Он вырабатывает свою, и утрачивает нашу точку зрения. И еще, как выбрать своего эксперта? К тому же критики ангажированы, они связаны с заказчиком -  тем, кто платит деньги. Это либо бизнес, либо государство, редко покровитель. Но государство не твердо знает, что ему нужно, а бизнес всегда это знает.

— Кстати, о бизнесе, который знает. С этим заказчиком связаны не только критики, но и сами художники, что еще печальней. Художник оказывается вынужден думать о том, продастся его произведение или нет — чаще всего это наносит качеству произведения ущерб, превращает высокое искусство в попсу. Об этом еще Гоголь писал в «Портрете». Возможно ли художника освободить от этой зависимости?

— У художника есть семья, дети, социальные  шансы и роли.  Нужны деньги,  нельзя о них думать.  Бесчеловечно и глупо требовать от  артистов аскезы. Не плохо, когда творец мотивирован на деньги, плохо, когда все творчество подчинено   правилам продаж, которые навязывает  бизнес.  Бизнес хочет много серий,  многолетней программы и т.п. - это необходимо для брэндирования. Творца понукают «выдавать на гора»  чаще и больше, чем тот может.  В ответ артист экономно расходует  себя,  недорабатывает, недовкладывается, размазывает замысел тонким слоем по бутерброду - это сразу заметно. На выходе такого дозированного творчества - разбавленное искусство. Но если бы художник знал, что можно выплеснуть себя в одну единственную любовь - в эту книгу и, может быть,  заработать надолго - до следующего всплеска   - это было бы совсем другое дело. Для этого надо изменить главное правило бизнеса. Должна  возникнуть независимая не ангажированная  и высоко технологичная экспертиза. Только тогда произведение найдет  своих ценителей,  и те заплатят за него адекватную цену.

— Кто проведет такую волшебную экспертизу?

— В культуре есть только одна не ангажированная инстанция. Это потребитель, это мы с вами. Мы проведем эту экспертизу.

— Тогда главная цель подобной экспертизы будет достигнута, баланс между действительной ценностью произведения и его рыночной ценой восстановится?

— Пока что цена не соответствует ценности, и это - важнейший парадокс рынка культуры. Это маркер, показывающий, что  ценовой механизм, который  регулирует качество продукции, в данном случае не работает. Всем это  знакомо - видеокассеты с очень разными фильмами стоят одинаково, диски и с прекрасной и с  «никакой» музыкой тоже стоят одинаково. Это означает: рынки не продают эстетику. Но если за эстетику не платят, то ее и не производят. Кого Вы нынче заставите трудиться задарма? 

— Если подытожить и резюмировать наш разговор, в чем же состоит собственная прагматика «прагматики культуры» для общества?

— В создании своего рода культурной биржи, рыночного механизма публичной сертификации воспринимаемого качества произведений искусства. Если этот механизм будет создан, культурные рынки прекратят деградировать, и вся рыночная механика закрутится в обратном направлении. Никто тогда не сможет выбросить на рынок откровенно плохие вещи, их просто не удастся продать.

— Как вы думаете, когда необходимый механизм будет отлажен?

— Год назад я говорил, что это будет сделано через год. Теперь я опять говорю, что это будет сделано через год. В ХV веке португальцы придумали фьючерсную биржу, сложнейший механизм. Корабли плыли из дальних стран, хотелось торговать  доставляемыми товарами  еще до   прибытия. Была проблема, явилось решение. Наличие все ясней осознаваемой проблемы навигации потребителя в культуре означает, что  найдется и решение. Но сначала надо объяснить, зачем это нужно, понять, как работают приводные ремни культуры. Нужно пробудить вкус человека ко времени.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

09:39 Экс-глава Чувашии Игнатьев пожаловался в Верховный суд на Путина из-за своей отставки
26.05 21:42 Количество безработных в России за апрель увеличилось на 800 тыс. человек
26.05 21:15 В России подтвердили первый случай коронавируса у домашней кошки
26.05 20:54 YouTube удаляет критические комментарии о КНР — сервис более 10 лет в стране заблокирован
26.05 20:34 Пентагон обвинил Россию в переброске нескольких истребителей в Ливию на помощь ЧВК Вагнера
26.05 19:50 Компания «Аэрофлот» начала выдавать ваучеры вместо денег за неиспользованные билеты
26.05 19:12 Джоан Роулинг бесплатно выложит в сеть новую сказку, написанную 10 лет назад
26.05 18:45 Глава кабмина Армении заявил о второй волне коронавируса в стране
26.05 18:26 Роспотребнадзор составил правила работы для бассейнов и фитнес-клубов после ослабления ограничений
26.05 18:20 Журналиста Илью Азара задержали за проведение одиночного пикета в поддержку основателя паблика «Омбудсмен полиции»
26.05 17:42 «Здесь нет никакого подвоха». Песков назвал нормальным ссылку в законопроекте Путина на еще не принятую статью Конституции
26.05 17:04 У 61% россиян упал уровень доверия к государству за время пандемии COVID-19
26.05 16:37 Рамзан Кадыров впервые с 21 мая появился на публике. СМИ писали, что он заразился коронавирусом
26.05 16:12 Минздрав сообщил о смерти 101 медика от коронавируса. В «Списке памяти» их в три раза больше
26.05 16:10 Экс-офицер ГРУ Кравцов, которого осудили за разглашение гостайны в резюме, вышел на свободу
26.05 15:50 СК возбудил уголовное дело из-за вспышки коронавируса в доме ветеранов в Орловской области
26.05 15:24 Путин: пик распространения коронавируса в стране пройден
26.05 15:09 В Петербурге более 3 тыс. врачей заразились коронавирусом
26.05 15:06 Парад Победы пройдет 24 июня
26.05 14:45 От коронавируса умер первый министр энергетики России
26.05 14:24 Выпускники СПбГУ написали открытое письмо против харрасмента в высшей школе
26.05 13:50 На главу поселения в Адыгее, где 155 человек заразились коронавирусом на похоронах, завели уголовное дело
26.05 13:43 Смертность трудоспособного населения в России за три месяца превысила прошлогодний показатель
26.05 13:30 В Средней Азии ели рис более 1700 лет назад
26.05 13:02 Умер король игорного бизнеса Макао Стэнли Хо
26.05 12:36 Глава «Росатома» сообщил о 100 заболевших коронавирусом на Белорусской АЭС
26.05 12:30 Новые средства от грибковых болезней будут безопасны для насекомых-опылителей
26.05 12:04 Тренер сборной России по ММА Владимир Осия задержан по подозрению в организации убийства
26.05 12:00 Новость из прошлого: 26 мая 2000 года — НДР объединяется с «Единством» и «Всей Россией»
26.05 11:41 Глава Минстроя России Владимир Якушев вылечился от коронавируса и вышел на работу
26.05 11:23 Дочь Эдуарда Успенского попросила не называть премию именем отца из-за обвинений в домашнем насилии. Ей отказали
26.05 11:00 Фишки из римской настольной игры найдены в норвежском погребении
26.05 10:41 В России выявили 8,9 тыс. новых случаев коронавируса. Всего заболели 362 тыс. человек
26.05 10:33 Петербургская больница, в которой произошел пожар, закупила китайские аппараты ИВЛ на 100 млн рублей
26.05 10:30 Сверхтонкую пленку гексагонального хлорида натрия получили на поверхности алмаза
26.05 10:06 Из-за урагана в Свердловской области погибли четыре человека
26.05 09:41 На Чукотке при крушении военного вертолета погибли четыре человека. Это вторая катастрофа Ми-8 за последние восемь дней
26.05 09:18 В Москве умерли еще 76 пациентов с коронавирусом
25.05 21:44 «Иосиф Александрович вряд ли одобрительно отнесся бы к своему появлению на школьном заборе». Власти Петербурга — о закрашенном граффити с Бродским
25.05 21:19 В США умер легендарный джазовый барабанщик Джимми Кобб
25.05 20:45 В Краснодарском крае полицейские задержали местного жителя за нарушение карантина и оставили его детей одних на улице
25.05 20:14 Пробные ЕГЭ пройдут без школьников
25.05 19:32 Администратора «Омбудсмена полиции» Игоря Худякова арестовали по делу о порнографии
25.05 19:10 В Москве волонтерам разрешат посещать приюты для животных с 26 мая
25.05 18:51 В Адыгее мужчина набросился на сожительницу с топором. Ее спасли сотрудники ГИБДД
25.05 18:34 В Екатеринбурге при урагане погиб человек
25.05 17:47 Дмитрия Пескова выписали из больницы после лечения от коронавируса
25.05 17:35 Бывшего главу Минздрава Пензенской области приговорили к трем годам колонии за изнасилование врача
25.05 17:11 «Давайте вместе откроем Россию для себя». В правительстве заявили, что не видят предпосылок для восстановления международного туризма
25.05 17:03 В Москве суд арестовал обвиняемого в захвате заложников в отделении Альфа-банка
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.