27 июля 2021, вторник, 17:10
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 июля 2008, 09:46

О транспортной культуре

В отечественную практику неологизм «транспортная культура» был введен Виктором Николаевичем Ивановым в начале 70-х годов прошлого века; в те времена он был профессором МАДИ и занимался проблемой «автомобилизация и общество», включая самые общие вопросы безопасности дорожного движения.

С тех пор прошло почти 40 лет, однако ни в научной сфере, ни в реальной практике российское общество в плане повышения транспортной культуры далеко не продвинулось. Это хорошо видно по ситуации с автомобильными дорогами, развитием авиации и морского флота, транспортными проблемами мегаполисов, наконец, удручающим уровнем транспортной аварийности.

И только железные дороги, в основном, заботами кн. Хилкова и тов. Кагановича, продолжают исправно перевозить важные народнохозяйственные грузы и граждан СНГ. Да еще сами, российские граждане, вкусив прелести либерализации внешней торговли автомобилями, коренным образом решили задачи транспортного самообеспечения домохозяйств и малого бизнеса.

Что такое транспортная культура

Энциклопедические и толковые словари определяют культуру как совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений или как уровень развития каждой из областей – интеллектуальной, общественной и производственной – жизни.

Отсюда следует, что транспортная культура – совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений, связанных с транспортом, то есть с процессами и системами перемещения людей и грузов.

Указанные достижения – это выработанные человечеством правила, практические действия, изобретения (практики), позволяющих экономить время, здоровье и жизнь людей, другие ресурсы при передвижениях, обеспечивать комфортные условия проживания при развитии и функционировании различных видов общественного массового транспорта, а также индивидуализированных транспортных средств. В числе этих достижений также правила и эталоны поведения граждан при перемещении; институты и институциональные рамки, обеспечивающие реализацию наиболее эффективных практик; нормы ответственности и механизмы выполнения обязательств за нарушения практик и их последствия; технологические и технические регламенты эксплуатации транспортных средств и видов транспорта и т.п.

В этой связи очень важно знать и оценивать, как и на сколько то или иное государство, тот или иной народ воспринимает и использует эту совокупность достижений человечества, другими словами: как у них обстоит дело с транспортной культурой.

Для этого необходимо, как говорят культурологи, выделить определенные пласты транспортной культуры, отражающие составные части транспорта и системы общественных отношений. В этих пластах проще подобрать некоторые числовые показатели, характеризующие уровень достижений человечества в транспортной сфере.

Некоторые азбучные истины

Истина первая. Людям вообще присуще свойство передвигаться. Передвигаться с различными целями: деловыми, торговыми, культурно-бытовыми, или даже просто так: людей посмотреть и себя показать. Не вчера и не нами сказано: «нет нужды жить, необходимо плавать!».

Чем лучше и свободней живут граждане, тем больше они передвигаются, и тем больше выполняется транспортной работы по их перемещению и перемещению сопутствующих грузов.

Истина вторая. Вся история человечества пронизана целенаправленной деятельностью по созданию и использованию транспортных средств, систем и путей сообщения (дорог).

Мотивы этой деятельности весьма различные:

·         государственные (военные) нужды,

·         повышение производительности, эффективности и комфортности транспортных систем;

·         обеспечение автономности процесса перевозки от других граждан, юридических лиц и государства,

·         наконец, безопасность перевозок и т.п.

В качестве обобщающих критерии выбора (формирования) транспортных систем и транспортного поведения выступают «вечные ценности» – цена человеческой жизни и времени.

По мере повышения действующих в обществе оценок цены жизни и времени, в большинстве случаев, предпочтение отдается индивидуализированным, скоростным и комфортабельным транспортным системам и средствам, требующим преимущественного развития улично-дорожных сетей и других элементов транспортной инфраструктуры.

Истина третья. Государство формирует и реализует правила и процедуры принятия решений по транспортным и сопряженным проблемам на различных уровнях государственной и муниципальной власти, бюджетные и экономические механизмы финансирования развития транспортных систем, в том числе, основанных на принципах «пользователь платит» и «интернализация экстерналий».

Истина четвертая. Параллельно с деятельностью по созданию транспортных комплексов человечество отрабатывает практики безопасного и бесконфликтного использования, сначала - естественных путей перемещения, а затем – создаваемых транспортных средств и систем.

Истина пятая. Транспортные системы (города, региона, страны) включают в себя множество элементов, отражающих видовую структуру транспорта и их специализацию.

Эти элементы взаимно дополняют друг друга и, одновременно, конкурируют за общий для всех (почти для всех), и притом крайне дефицитный, ресурс – территорию, а наземный транспорт – за пропускную способность дорожной сети.

Эти банальности позволяют достаточно просто выделить культурологические пласты транспорта и сформировать оценочные показатели.

Пласты транспортной культуры

Первый пласт - общетранспортный. Это про то, что и как перемещается по территории страны. Имеется обобщающий измеритель – уровень гуманитарности транспортной системы: соотношение пассажирской и грузовой транспортной работы. В развитых странах это соотношение 3:1, в СССР к концу 1980-ых – 1:3, в сегодняшней России, с учетом быстрого роста автомобилизации и сокращения экономически немотивированных грузовых перевозок примерно 1:2. Другими словами, наша транспортная система в шесть раз менее гуманитарна, чем в развитых странах.

Увеличение этого показателя невозможно без адекватного роста транспортной доступности, увеличения скоростей и качества перевозок, рационализации видовой структуры транспортных услуг; другими словами, без существенного увеличения транспортной культуры.

Следующая позиция – культура государственного управления развитием транспорта или, точнее сказать, компетентность лиц, принимающих решения. Для страны в целом принципиальное значение имеют решения по вопросам приоритетов и механизмов развития различных видов транспорта и транспортной инфраструктуры, укрепления института перевозок по публичному договору, противодействию деятельности «субстандартных» перевозчиков.

Для мегаполисов такие решения должны отражать необходимость нахождения компромиссов между целями развития населенных мест и развития транспортных систем, а также нахождения рационального баланса между развитием индивидуализированных и массовых общественных транспортных систем.

Транспортная культура здесь в способности представителей власти реализовывать указанную «совокупность достижений человечества» в следующих направлениях:

·         регламентов финансирования транспортных благ и услуг общего доступа (пользования), а также компенсации негативных экстерналий, порождаемых отдельными компонентами транспортной системы,

·         методологий и технологий транспортного планирования с элементами управления транспортным поведением,

·         планирование развития городов и населенных мест, строительство капитальных сооружений с позиций «неухудшения» транспортного обслуживания,

·         рационального использования наземного и подземного городского пространства для транспортных нужд,

·         организации и управления городским движением.

К сожалению, российская действительность дает массу примеров транспортного бескультурья градоначальников, принимающие неадекватные решения, а также законодателя, утверждающего неверно работающие градостроительные правила и нормы функционирования городского общественного транспорта. В результате при уровне автомобилизации в 300 автомобилей на 1000 жителей города практически «не едут», когда как в цивилизованных условиях автомобилизация в 900 автомобилей не является препятствием для высокого уровня транспортного обслуживания. Это соотношение (одна треть) может быть объективной оценкой этого культурного транспортного пласта в целом.

Теперь о конструировании и производстве транспортных средств и систем. Эта деятельность стала в последнее столетие элементом всеобщей культуры, а также обобщающим показателем экономического и производственного потенциала различных стран. Если абстрагироваться от качественных характеристик, то достигнутый уровень можно оценить соотношением производимых (без отверточных технологий) транспортных средств к вводимым в эксплуатацию. По нашим оценкам суммарное соотношение по воздушным, морским и речным судам, подвижному составу железнодорожного транспорта, автотранспортным средствам не превышает одну треть.

Транспортная инфраструктура. Здесь достаточно рассмотреть ситуацию с автомобильными дорогами, хорошо описанную даже в сугубо официальных материалах. Уровень их соответствия нормативным требованиям по количественным и качественным показателям не превышает 40%. Эту оценку можно применить и для терминальных объектов всех видов транспорта.

И последнее, это вопросы безопасного и бесконфликтного использования транспортных средств и транспортной инфраструктуры.

Достигнутые в этой сфере результаты (и, прежде всего, стереотипы и эталоны транспортного поведения) – следствие многовекового самообучения участников движения и властей всех уровней.

Просвещенное человечество постепенно отказалось от практики предоставления права преимущественного прохода (проезда) по праву сильного, или же по сословным признакам. Вместо этого оно пришло к таким культурным стереотипам, как предоставление право преимущественного прохода (проезда) по ситуационному признаку (кто первый подъехал, у кого помеха справа или слева), или же на основе гуманитарных приоритетов, то есть пешеходам, транспортным средствам неотложной помощи и общего пользования.

По мере роста количества транспортных средств вырабатывались организационно-экономические, информационные и правовые механизмы и институты, обеспечивающие и стимулирующие выполнение этих эталонов и практик, в первую очередь механизмы ответственности, возмещения вреда, страхования и т.п.

Уровень и качество использования (применения) указанных практик определяет величину транспортных и социальных рисков. Имеется соответствующая зависимость - закон Смида, называемой также «кривой самообучения нации».

Сравнение траектории изменений транспортных рисков России с обобщенной «кривой национального самообучения» демонстрирует весьма тревожные результаты: уровень аварийности весьма велик, а самообучение страны сдерживается. Если говорить о культурологических оценках, то и в этой сфере результаты измеряются конкретными цифрами: соотношением транспортных рисков в России по сравнению с тем, что предсказывает «мировая линия Смида». Это соотношение 3:2.

Выводы

Общие выводы крайне неутешительны. Если оценивать ситуацию по среднему арифметическому частных критериев, то получится 40% от номинала. Если действовать строже, то есть использовать свертку названных частных критериальных оценок, то получится, что уровень транспортной культуры в России составляет всего 1 (один!) процент от номинала.

Посмотреть на эти выводы можно с двух сторон: с позиций тривиального пессимизма (мол, как скверно у нас по части транспортной культуры) или же в сугубо оптимистическом духе (какие же у нас с вами открываются перспективы роста)!

Перспективы этого роста и в самом деле захватывающие. Когда-нибудь мы наверняка перестанем ездить по загруженной городской магистрали со скоростью 150 км/ч под аккомпанемент цветомузыки, или же парковаться на тротуарах и автобусных остановках. Мы перестанем также принимать решения о строительстве гигантского торгово-развлекательного центра «поперек» дороги, или же на площади у крупного транспортного терминала.

Мы, наконец, перестанем считать, что транспортные системы развитого и демократического государства нужны, в основном, для освоения месторождений полезных ископаемых и обеспечения транзита грузов сопредельных государств, к примеру, из «варяг в греки», или же параллельно «шелковому пути»…

Может быть, мы даже откажемся от сооружения платных дорог под задачи территориального развития, многокилометровых бараков для размещения городских дорог и трамвайных путей, от возведения внеклассного моста на пустынный остров, или рытья туннелей под проливами северных морей...

И последнее. Может быть, мы в недалеком будущем расстанемся с иллюзией о том, что государство решит все наши транспортные проблемы: ведь у родины-матери своих денег нет, а чужие – все считанные и целевые.

Поэтому когда-нибудь мы совместно с представителями транспортного и транспортоемкого бизнеса должны сесть в рядок или кружок и определить, что же нам нужно на самом деле и сколько это будет стоить. А потом – раскошелиться, позвать хороших транспортников и подрядчиков и поручить им построить хорошие логистики, дороги, мосты, транспортные терминалы, чтобы нашим детям и внукам удобно было жить, да и с транспортной культурой было бы все в порядке.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Главные новости

29.05 17:58 Миронов вручил Стивену Сигалу партбилет «Справедливой России — За правду»
29.05 17:14 МИД объявил, что россиянам не придется возвращаться из-за границы ради нового загранпаспорта
29.05 16:51 Lufthansa получила от России разрешение на полеты в обход Белоруссии
29.05 16:15 В Москве открыли новый железнодорожный вокзал — впервые за сто лет
29.05 15:52 В Черном море у Туапсе появилось новое нефтяное пятно длиной 150 метров
29.05 14:25 Air France согласовала с Россией план полетов в обход Белоруссии
29.05 13:46 Прокуратура попросила лишить свободы на пять лет чеченца, вступившего в драку с росгвардейцами на акции протеста
29.05 12:58 Количество автокредитов в России достигло исторического максимума в апреле
29.05 12:16 Глава «Белавиа» назвал западные санкции «подлостью» и «наказанием невиновных»
29.05 11:53 Адвокат Мария Эйсмонт выиграла суд у полицейских, не пустивших ее к задержанным под предлогом плана «Крепость»
29.05 11:25 В России третий день подряд фиксируют больше 9 тыс. заболевших ковидом
29.05 11:00 Президент Финляндии назвал действия Минска «революционным вмешательством в международную практику»
29.05 10:17 Forbes: российские авиакомпании начали облетать Белоруссию
29.05 09:44 Во Вьетнаме нашли новый штамм коронавируса — еще более заразный гибрид британского и индийского штаммов
29.05 09:13 США приостановят соглашение с Белоруссией об авиасообщении и введут новые санкции против Минска
28.05 22:19 ФСБ и СК задержали саратовских подростков и обвинили их в экстремизме и участии в украинской радикальной группировке
28.05 21:48 Euronews: нигерийские власти подтвердили гибель 76 человек, плывших в лодке, перевернувшейся в штате Кебби
28.05 21:10 Haberturk: из-за аварии танкера Rava приостановлено движение судов через Босфор
28.05 21:00 Минздрав опроверг невозможность исследования комбинации AstraZeneca и «Спутник V»
28.05 20:47 Против редактора DOXA Владимира Метелкина завели еще одно уголовное дело. Его обвиняют в клевете на следователя
28.05 20:19 CTV: в Канаде на территории бывшей школы-пансионата для коренных народов нашли захороненные останки 215 детей
28.05 19:52 Наталья Поклонская снялась с праймериз «Единой России» «в связи с новой работой» и сообщила, что снова сможет надеть китель
28.05 19:23 МИД РФ: вся ответственность за развал Договора по открытому небу лежит на США
28.05 19:05 Лукашенко заявил Путину, что в Белоруссии «идет попытка раскачать ситуацию до уровня августа прошлого года»
28.05 18:14 Ярославским курсантам училища ПВО приказывают голосовать на праймериз «Единой России»
28.05 17:59 «Фармвестник»: Минздрав РФ отказался от испытаний комбинации вакцин AstraZeneca и «Спутник V»
28.05 17:28 Участника Pussy Riot Тима Бесцвета арестовали из-за акции с радужными флагами в Москве
28.05 17:09 К россиянке Софье Сапеге пустили адвоката спустя пять дней после задержания в Минске
28.05 16:54 ТАСС: Малайзия вводит полный локдаун на две недели
28.05 16:37 В Ульяновске начались одиночные пикеты против принудительной вакцинации от коронавируса, фактически объявленной указом губернатора
28.05 16:31 Литва выслала двух белорусских дипломатов
28.05 16:08 Люблинский суд смягчил ограничения для фигуранта «Нового величия» Дмитрия Полетаева. Он сможет передвигаться по всей Москве
28.05 15:58 WSJ: Год назад Nike разорвала контракт с Неймаром из-за обвинений в домогательствах в его адрес
28.05 15:35 В Сочи арестовали аниматоров в костюмах коней. Они вымогали деньги у прохожих
28.05 15:32 В свердловском селе дети записали для мэра рэп о том, что очень «хотят надрать зад» тем, из-за кого у них нет воды
28.05 15:04 Подозреваемых в планировании терактов на Ставрополье арестовали на два месяца
28.05 14:52 Жителя Нарьян-Мара оштрафовали за посты в соцсети с подписью, что Крым принадлежит Украине
28.05 14:36 Документы Стивена Хокинга оцифруют и поместят в библиотеку Кембриджского университета
28.05 14:34 Станислав Козловский: «Википедия» может быть признана иноагентом по «закону о приземлении», если откроет свой филиал в России
28.05 14:33 Суд в Минске отклонил жалобу на задержание россиянки Софьи Сапеги
28.05 14:00 Палеонтологи изучили яйца вымершего подвида эму
28.05 14:00 РФ разрешила Austrian Airlines выполнить рейс в Москву в облет Белоруссии. Разрешения на другие рейсы авиакомпании пока нет
28.05 13:55 Мосгорсуд огласил приговор бывшим полицейским по делу Голунова. Они получили от 5 до 12 лет колонии
28.05 13:26 Полиция подозревает оренбургского первоклассника в участии в несанкционированном митинге. Он держал плакат с просьбой отремонтировать школу
28.05 13:04 ФБР решило помочь в расследовании инцидента с самолетом авиакомпании Ryanair
28.05 12:51 Гендиректор Ryanair назвал захват самолета с Романом Протасевичем «незаконным и предосудительным действием»
28.05 12:41 Генпрокурор Краснов за прошлый год увеличил доход в три раза и обогнал Бастрыкина
28.05 12:11 В правительстве предложили запретить ватные палочки и пластиковую посуду
28.05 12:00 Затопленная итальянская деревня спустя 70 лет вновь оказалась на поверхности
28.05 11:59 Профессору Митько, обвиняемому в госизмене, не разрешили выступить на Международном арктическом саммите
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия Бурятия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОАЭ ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена демография деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия психология пытки ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Бастрыкин Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Милонов Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Самарская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Тюменская область Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников домашние животные дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Всемирная организация здравоохранения Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.