17 сентября 2021, пятница, 11:05
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Графика: технологический детектив

«Основы графики» в ГТГ на Лаврушинском обращают наше внимание не на сюжет, а на выбор материала великими русскими художниками. Скульптуры Огюста Родена на выставке в Царицыно в окружении офортов на тему «Круги Ада» показывают мастера погруженным в мир загробных теней. «…нас будет трое…» ГТГ на Крымском валу показывает супрематизм как школу и судьбу двух учеников Малевича в произведениях из коллекции Sepherot Foundation.

Одну из лучших выставок в Москве «Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло. Из цикла "Материалы и техники рисунка» в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке продлили до 11 ноября, и нужно обязательно успеть посмотреть ее, если еще не видели.

Сама постановка вопроса радикально современна – традиционное изобразительное искусство вовлекает нас в переживание иллюзии пространства, мы смотрим преимущественно на сюжет, искусство 20-го века разрушает иллюзии и часто делает материал - сюжетом.

Здесь кураторы берут вещи классиков и говорят зрителю – смотрите на то, как это сделано. Провоцируют на то, чтобы мы выявляли намерения художника, изучая выбранный им материал, восстанавливали цели и обстоятельства. Своего рода технологический детектив.

Начинается выставка с «лайтбоксов», где выставлены пустые листы бумаги – но на просвет становятся видны тайные послания бумаги – «водяные знаки». А сетчатые формы для отливки знаков похожи на работы современных художников, например, на «Тайную вечерю» группы RECYCLE.

Бумага не бесхарактерна, и чтобы не вступать с ней в бесплодное противоборство, художнику нужно понять, какие у него с бумагой общие цели. Гладкая поверхность позволяет художнику отрисовать мельчайшие детали, не натыкаясь карандашом или кистью на бугры (как пример даны чертежи Воронихина). Если даже художник успешно преодолел шероховатости в процессе, они будут видны при показе работы, напоминая зрителю, что это всего лишь изображение – поэтому неотличимые от реальности «обманки» Толстого или портреты Брюллова и Соколова сделаны на гладкой бумаге. Они должны поражать иллюзорностью: веточка смородины – как настоящая, а заказчики – даже лучше оригинала, поэтому бумага должна быть скромной, чтобы про нее забыли. Еще такая бумага необходима тем, кто стремится к поиску совершенства и хотел бы избежать любых случайностей – таков Александр Иванов с его эскизами к «Пришествию мессии».

Шероховатая бумага – для тех, кто верит случайности, обожает ее как дар природы – для ее изображения часто и используют волю случая, только предполагая, как краска ляжет. И «Заросший пруд» Левитана (1880), и «Купальщицы» Сомова (1904) – используют непрокрашенные углубления, чтобы передать блики на воде и прорывающиеся сквозь листву солнечные зайчики, Бенуа в эскизе к декорациям для «Трактирщицы» Гольдони наоборот, только касается кистью с темной краской неровностей бумаги, чтобы изобразить трещины на старинных стенах. Плотная и зернистая акварельная бумага нужна и затем, чтобы добиться глубины цвета, на ней можно писать «а ля прима», за один раз набирая цвет в полную силу и больше не прикасаясь к нему – лессировками или «штрихуя» сухой кистью на гладкой бумаге такой свежести не достичь.

Константин Сомов, «Купальщицы», 1904. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 28,8 x 38.  Третьяковская галерея

Для художника, который добивается от портрета не точности проработки деталей, а точности внутреннего сходства, «крупное зерно» не помеха. Портрет певицы Любатович в роли Кармен работы Врубеля – черные кудри, мрачный фон, и молочная светящаяся кожа крупными заливками, два главных удара и нельзя иначе – тщательная выкраска противоречила бы испанским страстям. На фактурной бумаге сделан и портрет дамы на фоне гобелена Борисова-Мусатова, она будто становится частью старинного ковра, призраком из прекрасного прошлого. Но это уже пастель – для нее нужна поверхность неровная. На выставке показано, как менялась технология работы с пастелью: от пергамента как основы 18-19 веков, на которой максимально можно было гладко растереть полутона, создать мягкие переходы – до смыслообразующей грубости и неряшливости на наждачке у Ларионова.

Малявин рисует портрет юной Боткиной на мягком картоне, раздирая его и скатывая местами в крупные цветные комочки: девочка-«лисичка» в розовом платье с пышной юбкой материализуется из тьмы старинного семейного особняка, выходит к нам «на эту сторону плоскости» объемом, но заодно заставляет и осознать плоскость картины.

Рерих делает эскиз для постановки «Князя Игоря» с шатрами половецких воинов – в палатках воинов он сглаживат грубость основы, но закатное небо с дымами от костров оставляет растресканным, тяжелым, объемным. Небо здесь не фон, но один из главных героев языческого мира, властитель с тяжелым характером. Глаз скользит по стану кочевников, так же как они скользят по земле в своих странствиях и набегах, и упирается в богатую подробностями незыблемую небесную твердь.

Еще одна примечательная работа Рериха – эскизы на библейские сюжеты, сделанные на черной бумаге. Тут есть отсылка к иконописной технике, когда от темной подкладки идут к самому светлому тону, тем самым отражая процесс просветления души. Тонированной или цветной бумагой часто пользовались в графике для эскизов к большим сюжетным картинам, для пейзажных этюдов с натуры - надо думать, отчасти из-за экономии времени: куда как легче отметить светлые и темные акценты, а за средние тона ответит бумага. Но в то же время цветная бумага несет и смысловую нагрузку. В ряде работ на античные и библейские темы в духе Возрождения она изображает «старину». Еще в ее использовании есть особая философия творческого акта: на белой бумаге получается, что свет – результат недеяния, основа, которая осталась нетронутой после окончания труда художника. На тонированном фоне появление светлейшего тона – воля автора, и в «Хождении по водам» Александра Иванова светлые контуры Христа, протягивающего руку утопающему - укрощение стихии цветных пятен, изображающих бурю, ориентир во мгле фона темной бумаги.

Александр Иванов «Хождение по водам». Из серии "Мифы о жизни Христа и аналогичные мифы из Библии и древней мифологии (Библейские эскизы)". Конец 1840-х – 1857. Бумага коричневая, акварель, белила. 26,7 x 39,2.  Третьяковская галерея. Василий  Кандинский «Абстрактная композиция». 1915-1917, Бумага, акварель, тушь, кисть. 30,9 x 21; 72 x 57.  Третьяковская галерея

Есть на выставке и работы на ткани: веер работы Врубеля с девой у озера, на котором переливающаяся разными оттенками шелковая основа отвечает за «перемену погоды»: станешь правее - и «облака набегают», озеро темнеет, станешь левее – «проясняется». Офорты на шелке Шишкина, в котором мерцающее сияние ткани воплощает солнечный свет.

Представлена подборка работ разных авторов на бумаге papier-pelle, на которой можно сначала дать тон или цвет, а потом, снимая верхний слой, процарапывать светлые штрихи, как на гравюре - papier-pelle сначала была уделом любителей. 

Как мы узнаем здесь, некоторые знаменитые рисунки Саврасова были сделаны с помощью этой техники. Ей пользовался и Айвазовский и Воробьев. Было бы сложно заштриховать небо вокруг снежинок, кору дерева вокруг трещинок на ней, и глубину морскую вокруг белой пены – а с papier-pelle это получается легко и эффектно.

Пена морская на выставке в ассортименте: как испытание веры у Иванова, романтическая у Айвазовского… Но только Ларионов доверяет процесс изображения воды самой воде, материал у него становится равен сюжету. Он берет светлую бежево-серую бумагу - это будет мелкий песок на берегу в солнечный день, размешивает жидко белила с водой и позволяет им растекаться по бумаге и высыхать причудливыми разводами. Фигурка бегущей девочки, как будто нарисованная ребенком, дает нам понять, что эта белая краска – прибой, а бумага – песчаный берег. Ларионов решил перестать контролировать материал, доверять ему – и материал помогал. Осенний лес Ларионов рисует слишком жидко для выбранной им тонкой бумаги - бумага морщится вокруг прикосновений кисти, и ее складки передают дрожание веток на ветру. Изобразить траектории трепетных листьев вручную нельзя– будет комикс, а тут это получается «само собой», от природы.

Эта выставка – отличное учебное пособие для школьников и студентов, которые получают художественное образование, интересна она и взрослым – как современный подход к классике.

Новый взгляд на то, что нам, казалось бы, хорошо знакомо – и на выставке «Огюст Роден» в Царицыно (до 4 ноября). Причем тут тоже акцент на графике - офортах из серии «Круги Ада», раскрывающих идеи мастера. Больше всего впечатляют не знаменитые бронзовые «Мыслитель» и «Граждане Кале», составленные в довольно комичную группу вместе с памятником Бальзаку у главного входа в Большой дворец, как будто в парке мало места и нельзя было экспонировать каждую отдельно, с достоинством, а не устраивать склад. На первый план выходят совсем другие вещи и сюжеты. Критики упрекали его за салонный натурализм, обвиняли Родена в том, что его «Бронзовый век», для которого позировал 27-летний бельгийский солдат – не скульптура, а слепок, снятый с человека, возможно даже с мертвеца. И в чем-то они были правы, каждый живой – потенциальный мертвец, и неотвратимость смерти, предстоящее мучительное расставание с телом, терзало мастера.

Огюст Роден. Скульптура «Старое дерево», создание гипсовой формы – 1896, Франция, Отливка– 1998, литейный дом Airaindor, Франция. Офорт «Стикс» из серии «Круги Ада». Выставка работ Родена из коллекции Карпентье и Гольдберга в Царицыно.

В руке у солдата изначально было копье, но Роден вынул его – мы безоружны перед смертью. Без копья солдат потерял устойчивость - он будто бы падает, как подстреленный. Критики не понимали, что натурализм необходим, чтобы говорить о бренности плоти, гармония и идеализация здесь неуместны. Бурдель, ученик Родена, и Майоль, испытавший его влияние, возрождавшие античный идеал красоты, просто не чувствовали, что Роден тоже в античности, только мысли его – по другую сторону Стикса, с тенями, которые он так часто изображал в офортах «Круги Ада». Тени клубятся мышцами, скручиваются в невозможные позы, но им не удается сохранить свою телесную цельность – они растворяются в пятнах плотного мрака. И скульптуры реалистичны лишь фрагментарно: они то теряют части тела в непроработанной массе материала («Старое дерево»), иногда остается лишь одна рука, подающая знаки из небытия («Левая рука. Пьер де Виссан»), то предстает лишь пустая оболочка («Тень. Торс»).

Огюст Роден. Скульптура «Вечный идол», создание гипсовой формы – 1893, Франция, Отливка– 1998, литейный дом Gantz, США. Офорты из серии «Круги Ада». Выставка работ Родена из коллекции Карпентье и Гольдберга в Царицыно.

«Ирида, вестница богов» (1895) - без головы, взяла ногу в руку и демонстрирует гениталии, несет весть телесную. И даже в одной из работ, которые можно причислить к салонным, в «Вечном идоле» бросается в глаза то, что у юноши, целующего обнаженную девушку, руки заломлены за спину, как у пленника – он тоже в плену у материальной оболочки. На выставке есть эскиз к «Вратам Ада» - идея для ворот одного из парижских музеев, которые в 1880 году заказало Родену французское правительство, но тему выбрал сам Роден. Его работа вновь подверглась нападкам – ее назвали «гигантским мусорником», и снова не поняли мысли Родена – после смерти мы возвращаемся в прах. Можно предположить, что Роден не верил в загробную жизнь души – поэтому так цеплялся за телесность. Недаром же он объяснял: «Мой «Мыслитель» думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног» - стало быть, мышление погибает вместе с телом.

Огюст Роден. Скульптуры «Нижинский», создание гипсовой формы – 1912, Франция, и «Женщина, сидящая на корточках», создание гипсовой формы – 1881, Франция. Отливка– 1998, литейный дом Gantz, США. Офорты «Меркурий» и «Вожделение» из серии «Круги Ада». Выставка работ Родена из коллекции Карпентье и Гольдберга в Царицыно.

Вообще, графика ошибочно воспринимается как нечто второстепенное и малозначительное. Наброски, эскизы - редкая возможность проникнуть в тайны творческого процесса. При беглом взгляде на историю искусства 20 века супрематизм всегда как бы равняется Казимиру Малевичу - на выставке «…нас будет трое…» в Третьяковской галерее на Крымском валу (до 25 ноября) мы узнаем, что супрематизм рождался и развивался в сотрудничестве с двумя учениками Малевича, Ильей Чашником и Николаем Суетиным. Остальные его единомышленники по Уновису (Утвердители нового искусства) восстали против безусловной верности жестким рамкам учителя и требования анонимности, и пошли по собственному пути.

Малевич нуждался в поддержке, ему нужно было показать, что это школа и направление - в одиночку это было бы невозможно. Он удерживал Суетина и Чашника при себе до конца жизни, поручая им заниматься прикладным супрематизмом и оставляя свободу станкового творчества за собой. Все работы на выставке – из коллекции Sepherot Foundation (Лихтенштейн), и можно было бы объяснить приоритет графики тем, что все ключевые живописные произведения уже давно в музеях, и частному коллекционеру достается уже только графика. Но избранная куратором выставки Татьяной Горячевой тема «учителя и учеников» раскрывает набор представленных произведений, в основном эскизы и проекты, а не завершенные произведения - как судьбу художников, последовавших за гением.

Казимир Малевич «Изольда», эскиз для упаковки продукции парфюмерной фабрики Брокара, нач. 1910-х. Из коллекции Sepherot Foundation. Куратор выставки «…нас будет трое…» Татьяна Горячева.  Казимир Малевич «Супрематизм. Прямоугольник и круг», 1915. Из коллекции Sepherot Foundation.

На Суетина и Чашника учитель возложил перевод супрематизма в объемные формы, архитектоны, архитектурную концепцию будущего – эти модели изготовлялись из гипса, и сохранить их было нелегко. На выставке есть один архитектон и несколько карандашных размышлений. Им же было поручено заниматься супрематическим фарфором – чтобы «отбросить отвратительные намеки на неспособность левого искусства включиться в жизнь». Несмотря на успехи в этой области, Малевич препятствовал массовому производству. «Пусть останутся униками», «мне они нужны были только для эксперимента и дальнейшей работы, а когда вернусь, и Вы поставите в хорошие условия меня, тогда уже начнем дело во всемирном масштабе» - писал он Пунину по поводу работы на ГФЗ.

То есть и фарфор Суетина и Чашника мы увидим в эскизах. Они тратили почти все свое время на осуществление инициатив учителя, но и в том, что сделано, мы видим их собственные эксперименты. У Малевича фигуры парят в белой пустоте, у Чашника – свет прорывается сквозь тьму. Возможно, это следствие занятий с объемными архитектонами, но у Чашника изображен не иной мир – в его геометрии угадывается глубина и пространство. Какие-то из его орнаментов похожи на предвидение будущих мегаполисов: огни машин, движущихся по шоссе, вид на взлетную полосу аэропорта, пересеченную стальной рамой остекления зала ожидания, пиктограммы и логотипы. А может быть, современные мегаполисы отчасти обязаны своей эстетикой экспериментам супрематистов?

Илья Чашник, «Супрематическая композиция», 1922. Из коллекции Sepherot Foundation.

Но на выставке показано и противоречие между двумя учениками, может быть, обусловленное тем, что Чашник умер, не успев проникнуться обращением Малевича к новой предметности. Чашник утверждал, что «суть человеческого существования – беспредметное начало», избранные куратором слова Суетина говорят о другом направлении – «Я хочу мощи человеческой у живописца». В некоторых его композициях видится теплота народного орнамента. Овал (ракурс круга, движущегося в пространстве) он берет из опытов Малевича 1916-1917 годов в свои композиции. Сам Малевич в постсупрематизме использует его для обозначения лица-лика, и у Суетина он фигурирует в декоративных орнаментах, а в одном из рисунков овалы предстают как лик богоматери и младенца. Суетин чувствует, что беспредметность чужда человеку.

Николай Суетин, «Супрематическая композиция с шестью овалами», 1927, «Богоматерь с Младенцем», 1927. Из коллекции Sepherot Foundation.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

29.05 17:58 Миронов вручил Стивену Сигалу партбилет «Справедливой России — За правду»
29.05 17:14 МИД объявил, что россиянам не придется возвращаться из-за границы ради нового загранпаспорта
29.05 16:51 Lufthansa получила от России разрешение на полеты в обход Белоруссии
29.05 16:15 В Москве открыли новый железнодорожный вокзал — впервые за сто лет
29.05 15:52 В Черном море у Туапсе появилось новое нефтяное пятно длиной 150 метров
29.05 14:25 Air France согласовала с Россией план полетов в обход Белоруссии
29.05 13:46 Прокуратура попросила лишить свободы на пять лет чеченца, вступившего в драку с росгвардейцами на акции протеста
29.05 12:58 Количество автокредитов в России достигло исторического максимума в апреле
29.05 12:16 Глава «Белавиа» назвал западные санкции «подлостью» и «наказанием невиновных»
29.05 11:53 Адвокат Мария Эйсмонт выиграла суд у полицейских, не пустивших ее к задержанным под предлогом плана «Крепость»
29.05 11:25 В России третий день подряд фиксируют больше 9 тыс. заболевших ковидом
29.05 11:00 Президент Финляндии назвал действия Минска «революционным вмешательством в международную практику»
29.05 10:17 Forbes: российские авиакомпании начали облетать Белоруссию
29.05 09:44 Во Вьетнаме нашли новый штамм коронавируса — еще более заразный гибрид британского и индийского штаммов
29.05 09:13 США приостановят соглашение с Белоруссией об авиасообщении и введут новые санкции против Минска
28.05 22:19 ФСБ и СК задержали саратовских подростков и обвинили их в экстремизме и участии в украинской радикальной группировке
28.05 21:48 Euronews: нигерийские власти подтвердили гибель 76 человек, плывших в лодке, перевернувшейся в штате Кебби
28.05 21:10 Haberturk: из-за аварии танкера Rava приостановлено движение судов через Босфор
28.05 21:00 Минздрав опроверг невозможность исследования комбинации AstraZeneca и «Спутник V»
28.05 20:47 Против редактора DOXA Владимира Метелкина завели еще одно уголовное дело. Его обвиняют в клевете на следователя
28.05 20:19 CTV: в Канаде на территории бывшей школы-пансионата для коренных народов нашли захороненные останки 215 детей
28.05 19:52 Наталья Поклонская снялась с праймериз «Единой России» «в связи с новой работой» и сообщила, что снова сможет надеть китель
28.05 19:23 МИД РФ: вся ответственность за развал Договора по открытому небу лежит на США
28.05 19:05 Лукашенко заявил Путину, что в Белоруссии «идет попытка раскачать ситуацию до уровня августа прошлого года»
28.05 18:14 Ярославским курсантам училища ПВО приказывают голосовать на праймериз «Единой России»
28.05 17:59 «Фармвестник»: Минздрав РФ отказался от испытаний комбинации вакцин AstraZeneca и «Спутник V»
28.05 17:28 Участника Pussy Riot Тима Бесцвета арестовали из-за акции с радужными флагами в Москве
28.05 17:09 К россиянке Софье Сапеге пустили адвоката спустя пять дней после задержания в Минске
28.05 16:54 ТАСС: Малайзия вводит полный локдаун на две недели
28.05 16:37 В Ульяновске начались одиночные пикеты против принудительной вакцинации от коронавируса, фактически объявленной указом губернатора
28.05 16:31 Литва выслала двух белорусских дипломатов
28.05 16:08 Люблинский суд смягчил ограничения для фигуранта «Нового величия» Дмитрия Полетаева. Он сможет передвигаться по всей Москве
28.05 15:58 WSJ: Год назад Nike разорвала контракт с Неймаром из-за обвинений в домогательствах в его адрес
28.05 15:35 В Сочи арестовали аниматоров в костюмах коней. Они вымогали деньги у прохожих
28.05 15:32 В свердловском селе дети записали для мэра рэп о том, что очень «хотят надрать зад» тем, из-за кого у них нет воды
28.05 15:04 Подозреваемых в планировании терактов на Ставрополье арестовали на два месяца
28.05 14:52 Жителя Нарьян-Мара оштрафовали за посты в соцсети с подписью, что Крым принадлежит Украине
28.05 14:36 Документы Стивена Хокинга оцифруют и поместят в библиотеку Кембриджского университета
28.05 14:34 Станислав Козловский: «Википедия» может быть признана иноагентом по «закону о приземлении», если откроет свой филиал в России
28.05 14:33 Суд в Минске отклонил жалобу на задержание россиянки Софьи Сапеги
28.05 14:00 Палеонтологи изучили яйца вымершего подвида эму
28.05 14:00 РФ разрешила Austrian Airlines выполнить рейс в Москву в облет Белоруссии. Разрешения на другие рейсы авиакомпании пока нет
28.05 13:55 Мосгорсуд огласил приговор бывшим полицейским по делу Голунова. Они получили от 5 до 12 лет колонии
28.05 13:26 Полиция подозревает оренбургского первоклассника в участии в несанкционированном митинге. Он держал плакат с просьбой отремонтировать школу
28.05 13:04 ФБР решило помочь в расследовании инцидента с самолетом авиакомпании Ryanair
28.05 12:51 Гендиректор Ryanair назвал захват самолета с Романом Протасевичем «незаконным и предосудительным действием»
28.05 12:41 Генпрокурор Краснов за прошлый год увеличил доход в три раза и обогнал Бастрыкина
28.05 12:11 В правительстве предложили запретить ватные палочки и пластиковую посуду
28.05 12:00 Затопленная итальянская деревня спустя 70 лет вновь оказалась на поверхности
28.05 11:59 Профессору Митько, обвиняемому в госизмене, не разрешили выступить на Международном арктическом саммите
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия Бурятия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОАЭ ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена демография деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия психология пытки ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Бастрыкин Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Милонов Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Самарская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Тюменская область Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников домашние животные дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Всемирная организация здравоохранения Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.