26 апреля 2019, пятница, 00:53
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Инновационная экономика» в НИТУ «МИСиС»

МИСиС
МИСиС
Wikimedia Commons
 
Интеллектуальный партнер проекта

Координатор проекта по созданию образовательных программ в области инновационного предпринимательства, управления НИОКР и трансфера технологий НИТУ «МИСиС» Сергей Громов рассказал ProScience о курсе «Инновационная экономика».

 
 

Мы впервые сделали такой курс для студентов. Раньше ориентировались на магистров и на взрослых специалистов, а в этом году РВК предложила нам расширить курс и начать со студентов-бакалавров. Мы разработали программу, которая была опробована пятью университетами. Это НИТУ «МИСиС», МГТУ им. Баумана, Московский государственный горный университет (МГГУ), Самарский аэрокосмический университет им. Королева, Рязанский радиотехнический университет.

Как мы это делали: отобрали те материалы, которые раньше рассказывали взрослым людям, в том числе тем, кто работает в малых инновационных предприятиях, и адаптировали их для студентов 2-3 курса. После согласования с РВК мы стали работать с базовыми кафедрами университетов, через которые затем шло внедрение курса.

В каждом университете читается базовый курс по экономике, который примерно составляет от 34 до 68 часов. В рамках базового и был прочитан курс «Инновационная экономика». Он давался не единым блоком, вместе с преподавателями вузов мы просмотрели их базовую программу и постарались насытить ее вопросами из нового курса.

На самом деле в этом курсе оказалось много новых примеров и дополнительных материалов, отсутствующих в предыдущих программах по экономике. Большинство преподавателей были не против воспринять эти материалы.

Первый этап проекта: апробация курса в 5 вузах завершена. Дальше нам вместе с РВК предстоит проанализировать результаты, понять, какие были сложности, и с учетом этого спланировать дальнейшее широкое распространение курса. Например, сложности были связаны с внедрением курса в рамках базовых кафедр. У преподавателей идет сокращение нагрузки и они борются за часы. Учитывая, что в вузах количество преподавателей определяется количеством студентов, отдавая часы, преподаватели опасаются сокращения.

Но в вузах есть специализированные кафедры, которые наоборот, хотят и приветствуют новые курсы. Во-первых, они не очень завязаны на бюджетные преподавательские ставки, занимаются в основном своими разработками и имеют возможность приглашать для проведения занятий всех, кого считают нужным. К ним как раз и ходят студенты в качестве слушателей со всего университета. Подобный опыт у нас был в МГТУ им. Баумана.

Если говорить об итогах, что стоит учесть на будущее:
первое - предпочтительней действовать не через базовые кафедры экономики при вузах. Они тоже должны давать базовые знания, чтобы студенты могли «переваривать» новую информацию. Второе - нужно сдвигать преподавание инновационной экономики на более высокий курс – третий, четвертый. Лучше четвертый - на завершающей стадии обучения. И, конечно, нужно, чтобы привлекались люди, которые рассказывают что-то интересное.

Кто преподавал курс и сколько студентов его прослушали?

Например, Сергей Грибов. Он занимается стартапами, живет 30% времени в России, 70% в Бостоне. Приезжал Гершензон. Из ассоциированных с МИСиС – Цейтлин Дмитрий Моисеевич, «Минерва-МИСиС», он тоже занимается стартапами, оказывает консалтинг в этой области. Консалтинг способствует повышению эффективности во всех сферах бизнеса, что даёт преимущество перед конкурентами. Однако услуги должны быть качественными и профессиональными, об этом ну никак нельзя забывать.

В МИСиС проводились открытые лекции. У нас был нобелевский лауреат по химии 2011 года – Даниэль Шехтман, получивший премию за открытие квазикристаллов. Он работает в Израиле, в Технионе – Израильском технологическом институте, и у нас с ним тесные связи по многим совместным проектам. Приезжал директор Нидерладского института интеллектоемкого предпринимательства Аард Грун. Кроме того, Сергей Марданов организовывал целый цикл лекций по технологическому предпринимательству.

Нам удалось наполнить курс интересными лекторами и лекциями. Получилось такое сочетание: две трети времени кафедра экономической теории давала студентам основы с учетом тех новых вещей, которые мы им предоставили, а мы занимались наполнением курса интересными мастер-классами, занявшими оставшуюся треть времени. В результате в пяти вузах около 750 человек прошли обучение по программе «Инновационная экономика». Где-то лекции читались потоками, в Бауманке курс был по выбору и на него записались студенты с 7 факультетов.

Слушающие курс студенты запускают свои компании, участвуют в создании стартапов?

В рамках курса стояла другая задача. Раньше у нас был штучный подход, преподавание спецкурсов, а в этот раз требовался "ликбез": максимально широко, большому количеству студентов доступно рассказать об инновационной экономике так, чтобы это их заинтересовало. Главный результат - то, что слушатели курса увидели для себя новые возможности. Они еще маленькие, большинство слушателей были студентами второго курса, хотя 20% -третьекурсников. Им еще надо покрутиться, попробовать себя. И мы даем им такую возможность. Сергей Марданов как раз занимается сообществом молодых предпринимателей, у него студенты активно принимают участие в организации мероприятий. У нас, конечно, есть "лестницы", которые вытягивают активных студентов, тех, кто достиг определенных успехов: многие идут на программу «Умник», многие – на программу «Старт», получают финансирование. Мы активно участвуем в Селигере, где помогаем студентам разобраться с созданием собственного бизнеса, предприятия. Внутри университета тоже есть компании, тот же бизнес-инкубатор Цейтлина.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Сергей Громов
Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Владимир Зеленский Древний Египет Западная Африка Латинская Америка Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.