23 апреля 2019, вторник, 13:05

Проект «100 фиников!» раскроет тайны финиковой пальмы

Финиковая пальма
Wikimedia Commons

Ученые из филиала Нью-Йоркского университета в Абу-Даби создали карту генетических изменений генома финиковой пальмы. Они выявили различия на генном уровне между среднеазиатскими и североафриканскими деревьями и обнаружили мутацию, которая отвечает за цвет плодовЭто важное открытие проливает свет на каверзный вопрос о том, как финики стали такими, какими мы знаем их сейчас.

В статье, опубликованной в журнале Nature Communications, ученые из Центра геномики и системной биологии Нью-Йоркского университета нашли более 7 млн мутаций у разных видов пальм. Работа исследователей предлагает два возможных объяснения происхождения финиковых деревьев. Первая гипотеза говорит о том, что современные финики произошли в результате двух различных процессов одомашнивания – более раннего на Среднем Востоке и позднего в Северной Африке. Согласно второй гипотезе, сначала финиковые пальмы культивировались в Средней Азии, а затем распространились и в Северной Африке. Но в процессе миграции пальмы «породнились» с диким предком.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что одомашненные финики берут свое начало с территории Персидского залива. Семена, возраст которых составляет более 7000 лет, были обнаружены на острове Далма, расположенном в 42 км от Абу-Даби. Судя по результатам раскопок древних городов, в Северной Африке финиковые пальмы стали выращивать примерно на 3000 лет позже.

Исследование происхождения фиников – это часть проекта «100 фиников!», который возглавляет профессор Майкл Пуругганан. Цель проекта – расшифровать геном упомянутых деревьев и больше узнать об особенностях эволюции финиковых пальм. Команда ученых проанализировала геном 62 видов финиковых пальм из 12 стран: 17 растений из Северной Африки, 36 из Средней и 9 из Южной Азии. Исследователи из филиала Нью-Йоркского университета в Абу-Даби работали с коллегами из Университета ОАЭ, а также с учеными из США, Ирака, Сирии, Туниса, Пакистана и Катара.

Дикий предок финиковой пальмы в настоящий момент не известен, и его идентификация стала бы ценным подарком для исследователей. Халед Хаззури, старший научный сотрудник и ведущий автор работы «Полная расшифровка генома финиковых пальм расскажет нам многое о фруктовых деревьях», утверждает: «Важно знать предка современных фиников и ареал его распространения, так как это позволит нам лучше понимать процесс эволюции во время одомашнивания».

Пуругганан, Хаззури их коллеги также открыли генетическую мутацию, которая приводит к желтой или красной окраске плодов. Интересно, что такие же метаморфозы характерны для дальнего родственника фиников – масличной пальмы. Данные растения разделяют примерно 60 млн лет эволюции, и поэтому крайне удивительно, что оба вида одинаково кодируют этот признак. «Такая схожесть говорит о том, что идентичные гены в разных видах растений при эволюции приводят к одному результату», - рассказывает Пуругганан. Возможно, эта информация пригодится селекционерам для культивирования пальм с заданными характеристиками.