11 декабря 2019, среда, 16:50
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 марта 2018, 19:30

Микаэлина Вотье

Микаэлина Вотье (1617 - 1689)
Микаэлина Вотье (1617 - 1689)
Wikimedia Commons

Этим летом в Нидерландах впервые пройдет крупная выставка художницы эпохи барокко Микаэлины Вотье. До сих пор ее творчество и детали биографии остаются малоизвестными, а многие работы находятся в частных коллекциях и недоступны публике. Между тем, Микаэлина Вотье интересна и как женщина-художник в эпоху, когда мир живописи был почти исключительно мужским, и как талантливый автор, работавший во многих жанрах.

Выставка «Микаэлина. Ведущая дама эпохи барокко» организована двумя антверпенскими музеям: домом-музеем Рубенса и музеем MAS. Она станет частью фестиваля «Антверпенское барокко – 2018. Вдохновляет Рубенс». Выставка пройдет в музее MAS с 1 июня по 2 сентября. Куратором выставке стала историк искусства Катлина ван дер Стигелен (Katlijne Van der Stighelen), профессор Католического университета Лёвена, которая готовит каталог работ Микаэлины Вотье.

Сведения о жизни Микаэлины Вотье (1614 – 1689) столь кратки, что мы даже не знаем, где она родилась. Известно, что в Брюссель она приехала из Монса в провинции Эно. Но в архивах Монса не удалось найти записей о ее крещении, так что, возможно, это был не ее родной город. Вероятно, у Микаэлины был брат Шарль Вотье, тоже художник, о котором известно, что он учился в Италии и в 1651 году вступил в брюссельскую гильдию святого Луки. Михаэлина работала в Брюсселе с начала 1640-х годов. Четыре ее картины попали в коллекцию эрцгерцога Леопольда Вильгельма, который в 1647 – 1656 годах был штатгальтером Испанских Нидерландов и собрал в Брюсселе значительную коллекцию произведений живописи. То, что туда попали работы Микаэлины Вотье, говорит о признании ее таланта. Микаэлина и ее брат до конца своих дней прожили в Брюсселе вместе, никто из них не завел семью.

 

Микаэлина Вотье в указателе к Theatrum Pictorium – каталогу коллекции Леопольда Вильгельма, составленному Давидом Тенирсом Младшим.

В отличие от других женщин-художников того времени, которые в основном писали композиции из цветов, Микаэлина Вотье работала в нескольких жанрах. Ей принадлежат портреты, натюрморты, бытовые сцены, картины на сюжеты из античной мифологии, религиозные полотна. Наиболее известна ее картина «Триумф Вакха» (до 1659) из Музея истории искусств в Вене, когда-то приобретенная эрцгерцогом Леопольдом Вильгельмом. Это огромное полотно размером 3,54 на 2,7 метра. Среди участников славящей Вакха процессии Микаэлина изобразила и себя в облике вакханки.

 

Микаэлина Вотье «Триумф Вакха»

 

Художница в образе вакханки

Известен и другой автопортрет Микаэлины Вотье, на этот раз представляющий ее уже не под видом мифического персонажа, а как женщину-художника, держащую в руках палитру и кисти. Но он долгое время приписывался не Микаэлине Вотье, а другой художнице эпохи барокко – Артемизии Джентилески, работавшей в Италии и в Англии (о ней можно узнать из особого очерка). Эта ошибка появилась в 1905 году в известной книге Уолтера Спэрроу «Женщины-художники мира», а затем была повторена в других работах. Хотя Микаэлина Вотье и Артемизия Джентилески были современницами, они никогда не встречались.

 

Автопортрет Микаэлины Вотье

Организаторам антверпенской выставки удалось получить для своей экспозиции картину Микаэлины Вотье, которая привлекла большое внимание в 2016 году. Тогда аукционный дом Koller в Цюрихе продал написанный ею в 1654 году портрет иезуита-миссионера Мартино Мартини за 400 тысяч швейцарских франков (399 тысяч долларов) при ожидавшейся цене в 7 – 10 тысяч. Владелец картины согласился предоставить ее для экспозиции.

 

Портрет Мартино Мартини

Всего сейчас известно менее тридцати работ Микаэлины Вотье. Среди них «Мистический брак святой Екатерины» (1649, семинария Намюра), «Юноша с трубкой» (1659, частная коллекция), «Святой Иосиф» и «Читающий святой Иоаким» (обе около 1650, Музей истории искусств в Вене), «Святые Инесса и Доротея» (1640-е – 1650-е, Королевский музей изящных искусств в Антверпене), «Благовещение» (1659, Musée promenade de Marly-le-Roy), «Мальчики, выдувающие мыльные пузыри» (1640-е – 1650-е, Музей искусств Сиэтла, ранее приписывалась художнику Якобу ван Осту), «Обучение девы Марии» (1656, галерея Хогстедер, Гаага).

 

«Мистический брак святой Екатерины»

 

«Юноша с трубкой»

 

«Святой Иосиф»

 

«Читающий святой Иоаким»

 

«Святые Инесса и Доротея»

 

«Благовещение»

 

«Мальчики, выдувающие мыльные пузыри»

 

«Обучение девы Марии»

 Однако про несколько ее работ мы знаем лишь то, что они были, но, где они находятся сейчас, неизвестно. Недавно музей Рубенса в Антверпене объявил о поиске шести картин Микаэлины Вотье. История их владельцев прослеживается с XIX века, но в XX веке обрывается. Пять картин, написанных около 1650 года, представляют собой аллегории пяти чувств. Аукционный каталог парижского дома Drouot 28 мая 1975 года содержал фотографию одной из этих картин – сидящего флейтиста, представляющего слух. Согласно описаниям, зрение было представлено портретом мужчины, смотрящего в пенсне, запах – мальчиком, обнаружившим, что яйцо, которое он начал есть, протухло, вкус – юношей, который ест кусок хлеба, а осязание – юношей, строгавшим деревяшку и порезавшим большой палец.

Еще одна разыскиваемая музеем картина – «Гирлянда с бабочкой» (1652), один из двух известных натюрмортов Микаэлины Вотье. Она была представлена в 1960 году на выставке «Цветы и сады во фламандском искусстве» в Музее изобразительных искусств Гента. Согласно каталогу цветочных натюрмортов 1985 года ее владельцем был парижский галерист Бенито Прадо, но затем следы картины теряются. Известен парный натюрморт «Гирлянда со стрекозой», который находится в частной коллекции в Германии. Сейчас с владельцами картины ведутся переговоры о ее участии в выставке.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп защита растений информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.