23 сентября 2021, четверг, 00:12
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

27 марта 2018, 11:00

Марсианский прогноз погоды

Илл.: МФТИ

Группа ученых из Московского физико-технического института совместно с немецкими и японскими коллегами численно смоделировала распределение водяного пара и льда в атмосфере Марса в течение года. При расчетах исследователи предположили, что, помимо относительно крупных частиц атмосферной пыли, на которых происходит конденсация пара, необходимо включить в рассмотрение более мелкие, незаметные для приборов частицы — это позволило получить более точную картину, которая лучше согласуется с результатами прямых измерений с орбитальных зондов. Статья опубликована в Journal of Geophysical Research: Planets. Кратко о результатах работы сообщает пресс-релиз МФТИ.

Руководитель лаборатории инфракрасной спектроскопии МФТИАлександр Родин рассказывает: «Наша модель описывает трехмерные движения воздушных масс в атмосфере планеты, перенос солнечного и инфракрасного излучения, фазовые переходы воды, а также микрофизику марсианских облаков, которая играет ключевую роль в круговороте воды на планете».

Воды на Марсе сравнительно немного, особенно в разреженной холодной атмосфере: если собрать всю взвешенную в атмосфере воду и распределить ее ровным слоем по поверхности планеты, то толщина слоя составит не более 20 микрометров. Тем не менее, даже несмотря на низкую концентрацию, вода оказывает значительное влияние на марсианский климат. Например, облака рассеивают и переизлучают падающее на них инфракрасное излучение, а конденсация льда на аэрозольных частицах очищает атмосферу от пыли. Поэтому для понимания происходящих на Марсе процессов важно разобраться, как именно вода в виде пара и ледяных кристаллов переносится воздушными потоками атмосферы планеты и перераспределяется между сезонными полярными шапками.

Впервые воду на Марсе нашли еще в 1963 году, а затем подробно исследовали с помощью большого числа приборов, установленных на орбитальных аппаратах, посадочных платформах и марсоходах — начиная от космического аппарата «Маринер-9», и заканчивая межпланетной станцией «ЭкзоМарс». Кстати, на борту одной из таких станций, «Марс-экспресс», установлен российский инструмент SPICAM, также изучающий атмосферу планеты. Используя результаты этих измерений, ученые разработали модель марсианской атмосферы, которую впоследствии значительно уточнили и проверили с помощью численных расчетов.

Тем не менее, результаты численных расчетов не всегда согласуются с данными реальных измерений. Все разработанные численные модели учитывают конденсацию воды на аэрозольных частицах, взвешенных в атмосфере — как известно, облака прежде всего возникают именно вокруг таких частиц (подробнее можно прочитать в статье Льва Тарасова «Почему образуются облака?»). Получается, что результаты моделирования существенным образом зависят от распределения этих частиц по размерам, которое известно не достаточно хорошо. Обычно считается, что это распределение имеет всего один максимум. Тем не менее, последние наблюдения указывают на то, что в отдельные сезоны оно может иметь два пика — по-научному такое распределение называется бимодальным.

Рисунок 1. Бимодальное распределение концентрации частиц в зависимости от их размера: пик при радиусе порядка 0,025 микрометра более отчетливый, пик при радиусе около 0,4 микрометра выражен слабее. Изображение: Дмитрий Шапошников и др., Journal of Geophysical Research: Planets

В своей работе группа ученых под руководством Александра Родина и Пауля Хартога построила модель гидрологического цикла Красной планеты, учитывая бимодальность распределения концентрации аэрозольных частиц по размерам. Для этого они использовали модель общей циркуляции атмосферы Марса MAOAM (Martian Atmosphere Observation and Modeling — моделирование и наблюдение за марсианской атмосферой), разработанную в институте им. Макса Планка. Опираясь на надежный трехмерный расчет циркуляции атмосферы, физики построили теоретическую модель процессов, которая позволяет качественно объяснить фазовые переходы воды и ее перенос атмосферными потоками.

В результате ученые выяснили, что наибольшая концентрация воды достигается над северным полюсом в тот момент, когда в соответствующем полушарии наступает лето. По мере приближения зимы плотность водяного пара, взвешенного в атмосфере, постепенно снижается, что может указывать на конденсацию воды и выпадение в виде осадков на поверхность планеты. Результаты расчетов практически полностью совпали с картой, построенной на основании наблюдений SPICAM: небольшие расхождения наблюдались только около периодов наибольшей концентрации воды в атмосфере.

Рисунок 2. Сравнение плотности водяного пара в зависимости от времени года (ось x) и высоты (ось y). Картинка (a) отвечает экспериментальным данным, картинка (b) — численному моделированию, картинка (c) — разности первых двух. Изображение: Дмитрий Шапошников и др., Journal of Geophysical Research: Planets

Рисунок 3. Распределение плотности водяного пара над поверхностью планеты в период марсианского лета в северном полушарии. Стрелками отмечено направление ветров. Изображение: Дмитрий Шапошников и др., Journal of Geophysical Research: Planets

Кроме того, физики аналогичным способом рассчитали плотность и распределение в атмосфере облаков, состоящих из микроскопических кристаллов льда. Оказалось, что наибольшее количество льда содержалось над экваториальными областями планеты в течение тех же периодов, когда над северным полюсом плотность водяного пара была максимальной (то есть северным летом).

Рисунок 4. Распределение льда по широте (ось x) и высоте (ось y): данные эксперимента (a), моделирования с бимодальным (b) и мономодальным (c) распределением. Изображение: Дмитрий Шапошников и др., Journal of Geophysical Research: Planets

Исследователи подчеркивают, что результаты моделирования с использованием бимодального распределения отличаются от расчетов, в которых распределение частиц по размерам имело всего один максимум, и лучше согласуются с экспериментальными данными. Так, например, обычные расчеты несколько занижают высоту ледяных облаков и хуже согласуются с экспериментом во время периодов, когда водяной пар достигает наибольшей плотности.

Рисунок 5. Сравнение численных расчетов, полученных исходя из бимодального распределения (a, b) или двух типов одномодального (c — f). Слева — данные расчетов плотности пара, справа — концентрации льда. Изображение: Дмитрий Шапошников и др., Journal of Geophysical Research: Planets

В 2014 году ученые из МФТИ исследовали распределение водяного пара в атмосфере Марса с помощью прибора SPICAM — в частности, им удалось увидеть, как концентрация пара изменяется в течение года. Впоследствии они запустили сайт, на котором собрали данные по атмосфере Красной планеты.