20 октября 2020, вторник, 23:23
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Удар по бездорожью и разгильдяйству

Нанесение разметки на Красной площади
Нанесение разметки на Красной площади
/ АГН "Москва" / фото: Никеричев Андрей

На сайте правительства России были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента Владимира Путина от 7 мая 2018 года, сообщает «ТАСС». На нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД), являющийся развитием стартовавшего в 2016 году проекта, планируется в 2019-2024 годах истратить 4 триллиона 779,7 миллиардов рублей. Из них 4 триллиона 438,7 миллиардов рублей планируется истратить по программе «Дорожная сеть», 279,5 миллиардов рублей – по программе «Общесистемных мер», 55,9 миллиардов - по программе «Безопасность дорожного движения» и 5,6 миллиардов – по программе «Автомобильные дороги Минобороны России».

В отличие от большинства других нацпроектов, основные расходы в рамках БКАД лягут на бюджеты субъектов РФ. На исполнение проекта они потратят 4 триллиона 139 миллиардов рублей. Затраты из госбюджета составят 441 миллиард рублей, из внебюджетных источников - 200 миллиардов.

 
Дорожные работы / АГН "Москва" / фото: Авилов Александр

В рамках программы установлено семь целевых показателей. Доля региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям, должна вырасти до 50,9 процентов, а доля соответствующих нормативным требованиям дорог Минобороны должна составить 60 процентов. Доля дорог, работающих в режиме перегрузки, должна сократиться до 9,1 процента. Число мест концентрации ДТП (аварийно-опасных участков) должно сократиться в два раза. Количество погибших в ДТП должно к 2024 году сократиться с 13 до 4 погибших на сто тысяч жителей. К 2024 году 80% контрактов на строительство и содержание дорог должны заключаться с расчетом на использование новых технологий, а 70% контрактов должны заключаться на принципах жизненного цикла.

Своим мнением об опубликованных планах правительства с «Полит.ру» поделился директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Яковлевич Блинкин.

 
Михаил Блинкин

Программа в целом, на мой взгляд, чрезвычайно разумная. Мне вообще было бы грех ее ругать, так как я являюсь председателем общественно-делового совета этой программы, то есть являюсь не сторонним наблюдателем, а действующим лицом. Общий смысл программы в том, что в ней осуществляется прямое федеральное участие в приведении в порядок региональной и даже субрегиональной дорожной сети, местных дорог.

За последнее десятилетие в нормативное состояние удалось привести более 80 процентов протяженности  федеральных дорог. Нормативное состояние – это не газетная фраза, это четкое техническое понятие. За счет того, что по федералке было нормальное финансирование, удалось привести их в порядок. А как только мы спускаемся на субфедеральный уровень (естественно, мы говорим не о Москве, там цифры еще лучше), ситуация становится хуже. В рамках проекта в течение шести лет будем потихоньку приводить в порядок региональную и субрегиональную дорожную сеть. В принципе, это очень позитивная вещь и, что самое главное, наблюдаемая вещь.

Нынешний проект, БКАД, является продолжением проекта БКД. В ходе реализации проекта БКД была налажена чрезвычайно тщательная система общественного участия. Грубо говоря, за происходящим в городах, в регионах следило огромное число заинтересованных общественников. К нам, в общественно-деловой совет, приезжали люди из Ярославля, Владимира, других регионов. Приезжали с видеоматериалами, с которыми уже нельзя спорить. Поэтому результат программы нельзя будет нарисовать или придумать. В программе можно увидеть проектное управление. Процесс более-менее налажен, и есть уверенность, что эти деньги не будут потрачены впустую, люди увидят, что дороги приводится в порядок.

Наиболее амбициозной из поставленных задач является снижение смертности в результате ДТП. Установленный в качестве целевого к 2024 году уровень погибших в 4 человека на 100 тысяч жителей в настоящее время достигнут в странах-лидерах мирового рейтинга аварийности. К которым относятся страны Северной Европы, Великобритания, Германия, из несеверных стран хорошие показатели у Испании. Снизить уровень смертности до 4 человек на 100 тысяч жителей удалось очень малому числу стран. И каждая страна обычно очень долго шла к этому уровню.

 
Авария на дороге / pixabay.com

Потому что возникает эффект, который экономисты называют «убывание маржинальной полезности». Если у тебя ужасные цифры, допустим, 20 погибших на 100 тысяч жителей, снизить этот показатель до 10 довольно просто. Если аккуратно провести хорошо известные мероприятия, эта задача будет решена. А вот снизить показатель с 10 до 5 гораздо сложнее. Потому что самые ужасные проблемы решены и начинаются тонкости. Отмечу, что на эту тему есть очень аккуратная статистика. База данных International Road Traffic and Accident Database со времен царя Гороха ведет эти данные по странам мира.

У нас сейчас этот показатель составляет около 13 погибших на 100 тысяч жителей, может, чуть меньше. То есть мы еще даже не перешли цифру 10. В последние годы у нас снижение смертности на дорогах шло очень хорошими темпами, по 15 процентов. И, соответственно, составители программы посчитали, что если мы будем двигаться такими грандиозными темпами, мы по этому показателю выйдем в число мировых лидеров.

Но уже в 2018 году темп был существенно ниже. Данные за год пока не опубликованы, но экстраполируя данные за 10 месяцев, можно увидеть очень приличное снижение, около пяти процентов. Но никаких пятнадцати процентов не будет и в помине. Это связано как раз с тем самым «убыванием маржинальной полезности». Поэтому целевой показатель в 4 погибших на 100 тысяч жителей – это очень сложная задача, маловероятно, что она будет выполнена.

 
Последствия ДТП / Мобильный репортер

Как этот целевой показатель объясняют в правительстве? Снижение смертности на дорогах зависит от работников самых разных служб. Это и предупреждение аварий, и устранение последствий, и медицина катастроф. И в правительстве в общем резонно говорят, что если перед всем этим многослойным чиновничеством не поставить задачу, они будут считать, что все в порядке. У нас действительно в последние годы была очень хорошая динамика, и если никого не подстегивать, вполне можно решить, что и так сойдет. Даже если эта амбициозная задача не будет выполнена, она вынуждает чиновников действовать.

Вообще для снижения аварийности есть несколько основополагающих факторов, которые надо привести в порядок, чтобы идти вровень с мировыми лидерами. Это автомобили, если сравнивать безопасность современного автомобиля с автомобилем, на котором ездили 30-40 лет назад, это день и ночь. Весь мировой автопром каждый год придумывает все новые системы, чтобы спасти нас от худшего. Это дороги. Они у нас плохие, но хуже они не становятся, более того, сейчас страна предпринимает усилия, чтобы сделать дороги лучше. Это и медицина катастроф, и реагирование чрезвычайных служб. По всем этим направлениям Россия в последнее время достигла вполне ощутимого прогресса, измеряемого цифрами.

Вот в чем мы не достигли впечатляющих успехов, это в поведении водителей. А чтобы поведение водителей было нормальным, должно соблюдаться одно очень простое правило: тотальное равенство прав и обязанностей всех участников дорожного движения. Это наиболее красноречиво показано в американских правилах, исключительные права на дорогах имеют кортеж президента США, почтовая служба США, автомобили экстренных и неотложных служб. С четкими разъяснениями, что если это автомобиль полицейского-оперативника, то да, если автомобиль его генерала, то нет. И совсем для идиотов объяснение, что остальные должностные и выборные лица являются участниками дорожного движения по общим правилам. Еще более жесткие вещи записаны, например, в Германии.

 
Кортеж президента США / wikipedia.org

У нас, к сожалению, эта задача совсем не решена. В нашем нормативном документе, который называется «Административный регламент», перечисление эксклюзивных участников дорожного движения занимает несколько страниц мелким шрифтом. Это огромное количество должностных лиц, работников силовых и судебных структур, автомобили депутатов. Здесь мы никакого прогресса пока не достигли. А ведь, как говорят специалисты, если большому начальнику можно выезжать на встречку на Кутузовском проспекте, где-нибудь под Таганрогом он это сделает без забот и сомнений.

И в этом направлении у нас есть огромный резерв. Не всех надо лишать эксклюзивных прав, но число таких лиц должно быть минимальным. У нас же оно не только не минимальное, оно одно из самых высоких в мире. Как говорил мой немецкий коллега, «ваш второй помощник районного прокурора имеет больше прав на дорогах, чем Ангела Меркель».

Обсудите в соцсетях

Главные новости

21:55 Мэр Екатеринбурга предложил горожанам выталкивать из общественного транспорта людей без масок
21:26 Реальные доходы россиян в 2020 году сократились почти на 5%
20:39 Школьник погиб в Подмосковье при попытке разобрать снаряд времен Второй мировой
20:09 Тихановская обратилась к белорусским силовикам с призывом не исполнять «преступные приказы»
19:36 «Даю вам слово, ребята»: Лукашенко вновь встретился с оппозиционерами в СИЗО и пообещал больше не баллотироваться в президенты
19:01 С экс-министра Абызова взыскали более 32 млрд рублей в пользу государства
18:43 Глава СВР заявил, что США отправили в Молдавию специалистов по революциям
18:31 AP: Минюст США подал иск к Google с обвинением в монополии
17:55 Здания МГТУ им. Баумана закроют на карантин из-за вспышки COVID-19
17:31 Главное управление СК перенаправило в Сибирь обращение депутатов об отравлении Навального
16:36 Президент Белоруссии заявил, что найдет каждого участника протестных акций
16:34 В Вологодской области разбился вертолет. Погиб гендиректор компании из Великого Устюга «Дед Мороз»
16:04 Baza: СК возбудил дело на полицейских, ограбивших сына главреда Cosmopolitan
15:52 США расширили санкции против «Северного потока–2»
15:49 Суд в Белоруссии признал телеграм-канал Nexta и его логотип экстремистскими
15:09 Убивший на своей подлодке журналистку предприниматель Мадсен попытался сбежать из тюрьмы
14:53 «Мы не хотели бы его рассматривать»: московские власти о введении локдауна в столице
14:31 Пригожин подал иск к Леониду Волкову на 5 млн рублей из-за слов о причастности к убийству журналистов в ЦАР
14:21 Потерпевшие по делу Ефремова согласились принять денежную компенсацию от актера
14:07 Израиль и ОАЭ впервые подписали соглашения об авиасообщении и безвизовом режиме
14:00 Система MOSE с начала октября уже дважды защитила Венецию от наводнений
13:47 В России впервые подтвердили COVID-19 у 16 тыс. человек за сутки
13:30 Ирландия стала первой вернувшей карантин страной ЕС
13:17 В Белоруссии политтехнологу Виталию Шклярову изменили домашний арест на подписку о невыезде
13:07 Украина построит две военно-морские базы для защиты Черноморского региона
12:50 Французского учителя Самюэля Пати, убитого радикальным исламистом, посмертно наградят орденом Почетного легиона
12:35 Умерла мать Федора Бондарчука, актриса Ирина Скобцева
12:12 Правительство спишет бизнесу 420 млрд рублей по льготным кредитам в случае сохранения занятости
12:10 В США утилизировали 45 российских аппаратов ИВЛ, отправленных туда весной. Ими так и не воспользовались
12:00 Новость из прошлого: 20 октября 2000 года — Правительство заставит ЦБ продать акции Сбербанка к 2005 году
12:00 Генная терапия смогла восстановить сетчатку и вернуть зрение мышам
11:35 СПЧ не поддержал поправки Мизулиной. Она предлагала запретить трансгендерным людям вступать в брак и усыновлять детей
11:29 Умер бронзовый призер чемпионата Европы по футболу Бруно Мартини
10:59 США обвинили 10 человек в контрабанде электроники в Россию на $50 млн. Им могли помогать сотрудники «Аэрофлота»
10:46 В Чите неизвестные похитили медную трубу для подачи кислорода больным COVID-19
10:26 Тува полностью осталась без электричества из-за аварии
10:00 Чума в XVII веке распространялась быстрее, чем в XIV веке
09:53 Мэрия Москвы планирует отслеживать передвижение пассажиров в транспорте с помощью смартфонов
09:11 Партиям разрешат проводить он-лайн съезды
09:06 В мире коронавирусом заразились более 40,3 млн человек, свыше 1,1 млн умерли
08:45 Сингапурские ученые в разработали новый тест, определяющий заражение коронавирусом по дыханию
08:12 Ростуризм: потери российской туротрасли от отсутствия иностранных туристов в этом году составят 600 млрд рублей
07:40 У актера Джеффа Бриджеса диагностировали рак
07:09 Заммэра Москвы Ликсутов выздоровел после COVID-19
06:52 Экс-главе управления СК по Волгоградской области Музраеву предъявили окончательное обвинение по делу о поджоге дома главы региона
05:58 В российском сегменте МКС снова вышли из строя туалет и система подачи кислорода
05:32 В Москве за сутки умерли 49 пациентов с коронавирусом
19.10 22:09 Патриарх Кирилл утвердил отлучение от церкви бывшего схиигумена Сергия
19.10 21:39 США обвинили шесть офицеров ГРУ в кибератаках на ОЗХО, энергосистему Украины и партию Макрона
19.10 21:21 Путин вспомнил о байкальском омуле
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.