6 декабря 2019, пятница, 01:40
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Что скрывают шедевры

Фрагмент изенгеймского алтаря
Фрагмент изенгеймского алтаря
Wikimedia Commons
 
 

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга Келли Гровьера «Что скрывают шедевры: искусство в деталях» (перевод Василия Горохова, научный редактор Мария Меньшикова).

Культуролог и поэт, обозреватель BBC Culture, Келли Гровьер закончил Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и Оксфордский университет. Он автор нескольких поэтических сборников («А Lens in the Palm», «The Sleepwalker at Sea», «The Lantern Cage») и исследовательских работ, посвященных поэзии XVIII–XIX веков, один из основателей научного журнала European Romantic Review. Ему принадлежат также книги о современном искусстве 100 Works of Art That Will Define Our Age («100 определяющих произведений искусства нашего времени», 2013) и Art Since 1989 («Искусство с 1989 года», 2015), ставшие бестселлерами.

В новой книге Келли Гровьер рассказывает о пятидесяти семи эпохальных произведениях, от рельефа ассирийского царя Ашшурбанипала до перформанса Марины Абрамович, создавая радикально новую историю искусства. Автор делает необычные сопоставления и побуждает всмотреться в немеркнущие шедевры, чтобы найти намеки на истинный смысл и постичь их глубину и странность.

Изенгеймский алтарь Маттиаса Грюневальда (1512–1516)

Как религиозный кубик Рубика, алтарь Грюневальда может как угодно вращаться на петлях. В этих хитроумных шарнирах скрывается секрет его особой мощи.

«Если бы каналы, через кои наши чувства воспринимают окружающий мир, были расчищены, то все сущее предстало бы перед человеком в своем истинном виде, то есть как бесконечная субстанция. А пока что человек уходит в себя всё глубже и глубже, и весь сущий мир он может видеть лишь сквозь узкие щели в своей пещере»[1], — гласит знаменитое изречение Уильяма Блейка в его пророческой книге «Бракосочетание Рая и Ада». Почти за триста лет до этого немецкий художник Маттиас Грюневальд создал для монастыря Св. Антония в Изенгейме, специализировавшегося на лечении кожных заболеваний, сложное устройство: алтарь из соединенных петлями панелей- створок, который вмещал в себя вырезанный из дерева короб. Скульптуры в сердце этой конструкции вырезаны соавтором Грюневальда Никлаусом из Хагенау и посвящены заступничеству святого Антония. Этот живший в III веке монах, как считалось, чудесным образом спас страдающих от недуга, названного впоследствии «огнем святого Антония». Однако вот уже более пятисот лет именно сами створки — десять созданных Грюневальдом расписных панелей с важнейшими евангельскими сценами, включая Благовещение, Рождество, Распятие, Воскресение и Вознесение, — завораживают паломников и вдохновляют художников своей способностью направить взгляд из темных, полных страдания глубин этого мира в бесконечность.

Чтобы в полной мере оценить великолепие алтаря Грюневальда, сначала нужно разобраться в его сложной многослойной конструкции. Это не статичное, инертно висящее на стене произведение, а настоящее кинетическое устройство, машина для переноса души от мучений к славе. В 1934 году историк искусства Артур Буркхард опубликовал статью об алтаре Грюневальда. В ней он писал:

«Когда створки алтаря закрыты, как это бывало в обычные дни и регулярно во время Великого поста, большое центральное пространство, образованное двумя сложенными створками, было занято сценой Распятия. На стационарной панели слева стоял святой Антоний, святой покровитель Изенгеймского монастыря, а справа — святой Себастьян. Когда по особым случаям створки открывали, мрачное Распятие уступало место более светлым сценам: слева — Благовещению, в центре — Вочеловечению, а справа — Воскресению. Когда открывали и вторую пару створок, глазам представала резная святыня с изображением святого Антония, окруженного по бокам святым Августином и святым Иеронимом, а на задней части створок было показано искушение святого Антония и его встреча со святым Павлом».

 

Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь (закрыт: в центре видно Распятие). 1512–1516. Масло, темпера, дерево. 376 × 534 см

 

Изенгеймский алтарь (открыты первые створки: видны четыре библейские сцены). 1512–1516. Масло, темпера, дерево. 376 × 668 см

Изенгеймский алтарь (открыты вторые створки: в центре виден резной деревянный короб). 1512–1516. Масло, темпера, липовое дерево, полихромия. 376 × 668 см

Таким образом, душа начинала свой путь с невыразимых мучений, изображенных в сцене Распятия: именно ее почти всегда видели пациенты больницы, так как створки были закрыты. Никогда еще страдания Христа не изображали так откровенно. Более ранние художники, например Рогир ван дер Вейден, о котором мы уже говорили, создавали из боли и унижения своего рода грубую красоту. Грюневальд не стал ничего приукрашивать. У его Христа узловатые, бессильно тянущиеся к небесам пальцы, прибитые к грубым доскам ладони, синеватые безжизненные губы и ужасающе впалая, задыхающаяся грудь. Картина изображает и тот род боли, который был особенно понятен лечившимся в монастыре Св. Антония людям: кожу Христа усеивают сочащиеся гноем пустулы. Христос предстает жертвой болезни, ради чудесного исцеления от которой отчаявшиеся пациенты приходили в монастырь.

Но за створками скрывается великое утешение. Створка (и наше восприятие) может пройти сквозь ужасы, разворачивающиеся в темноте этого похожего на пещеру мира, благодаря зацепке: почти невидимой грани, вертикальному шву, прорезающему правую руку Христа от лопатки. Через несколько столетий, в 1676 году, ученые поймут, что болезнь, которую называли «антонов огонь», вызвана спорыньей — поражающим рожь грибком. Но в то время врачи пытались помочь страждущим и облегчить ужасающую боль разными опасными средствами. Среди них была и ампутация, которая, как считалось, могла изгнать зло. Расположив шов именно в этом месте, Грюневальд буквально и концептуально разрезает тело Христа и выпускает из его истерзанного трупа физические недуги.

Когда створки распахнуты, панели Грюневальда предстают во всей красе ошеломляющих, психоделических цветов и ярких образов. Гниющая, ужасающе тусклая оболочка, окружающая алтарь, вдруг уступает полным надежды картинам пришествия Христа, вознесения в запредельность небес. Довольно интересное культурное совпадение: идея расширенного восприятия появляется в произведении, посвященном людям, страдающим от той самой спорыньи, из которой в 1930-х годах получат расширяющий сознание лизергиновой кислоты диэтиламид (ЛСД). В контркультуре 1960-х годов вещество будет ассоциироваться с открытием «дверей восприятия»: это словосочетание английский писатель Олдос Хаксли позаимствовал у Блейка и использовал, рассказывая о своем опыте приема психотропных препаратов. Намеренно ли Грюневальд приравнял к обостренной духовной восприимчивости делирий (безумие, помрачение сознания), который, видимо, испытывали страдающие от «огня святого Антония», узнать невозможно. Но вот что ясно: ни одна работа в истории искусства не воплощала в себе такого сострадательного стремления подарить утешение смертным, показать им черту, за которой их ждет избавление и открытый путь к ослепительному блаженству.



[1] Пер. А. Г. Сергеева. В оригинальном тексте Блейк использует выражение doors of perception — «двери восприятия». Именно к этому выражению отсылает читателя и автор, говоря о створках алтаря, и О. Хаксли, упомянутый ниже. Прим. ред.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.