15 января 2021, пятница, 22:01
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 ноября 2020, 18:00

Краткая история мира

Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Лоела Цвекера «Краткая история мира. От начала до сегодняшнего дня» (перевод Алены Савиной).

Эта книга — не мировая история в привычном понимании, когда факты и даты излагаются сухо и скрупулезно. Это увлекательное собрание интереснейших сведений о той или иной эпохе или стране, причем показана неразрывная связь событий между собой, а временной и географический охват просто феноменален.

«Я расскажу вам всемирную историю, начиная с образования нашей планеты около 4,6 миллиарда лет назад и заканчивая XXI веком. В этом путешествии во времени мы посетим древность, Средневековье и Новое время вплоть до сегодняшнего дня. Надеюсь, мне удалось сохранить основные взаимосвязи и представить их в наиболее наглядном виде», — говорит Лоел Цвекер.

Предлагаем ознакомиться с фрагментом главы, посвященной началу Нового времени.

 

Деятели искусства, творившие в новом стиле, восхвалялись и почитались. Микеланджело и Леонардо да Винчи известны каждому, сегодня их именами названы даже некоторые скорые поезда в Европе. Уже при жизни многие художники Ренессанса были известны по всему миру. Да, это были первые поп-звезды мировой истории.

Конечно, они не занимались музыкой, но их картины восхищали весь мир. Кроме того, их можно назвать поп-звездами еще и потому, что они сами придумали свой неповторимый стиль и представили его на всеобщее обозрение. Пусть даже поначалу это казалось безумным и диким.

Письма от поклонников, розовые одеяния и хвала непринужденности

Микеланджело создавал шумиху всего лишь уже своим небрежным внешним видом. Он смел противоречить своим заказчикам, даже если это были князья или сам папа. Папа считался самым влиятельным человеком в мире. Он мог одним словом бросить в темницу или приговорить к сожжению на костре, если кого-то считали еретиком. Но художники наслаждались особой свободой. Так рождались истории о Микеланджело как благословенной самим папой звезде. Даже когда какой-либо епископ критиковал творения Микеланджело, папа мог накричать на священнослужителя или даже ударить скипетром. Микеланджело получал сотни писем от своих поклонников, которых он даже не знал. Анонимный обожатель однажды писал ему: «Я очень сильно хочу… чтобы ты стал моим единственным сердечным другом, а я твоим».

Леонардо да Винчи также вызывал бурную реакцию среди окружающих и вел себя подобно звезде. На банкетах он всегда появлялся в розовом одеянии. Леонардо занимался не только искусством, но и наукой. Он хотел изучить и понять природу. Поэтому Леонардо часами наблюдал за тем, как летают птицы. Затем он попытался разработать проект летательного аппарата наподобие вертолета, который построили лишь пятьсот лет спустя.

Поскольку Леонардо пытался разгадать загадку природы, он многим казался грешником, ведь таким образом он ставил под вопрос волю Бога. Но еще большие вопросы вызывали ученые, которые в это время изобретали новые оригинальные вещи. Одним из таких ученых стал немец Николай Коперник. Он первым предположил, что не Солнце вращается вокруг Земли, как все считали до этого, а, наоборот, Земля вращается вокруг Солнца. Тем самым Коперник перевернул всё тогдашнее представление о мире. Все считали Землю, Бога и короля центром Вселенной. Коперник же разработал новую Вселенную с Солнцем в центре. Это было сенсацией. Почему же звездами становились не ученые, как Коперник, а художники, как Леонардо? Всё дело в их эффектном образе и в том, что они после своих многочасовых наблюдений создавали ослепительные картины для общего обозрения.

Чтобы картины выглядели наиболее реалистичными, Леонардо использовал мертвых животных в качестве моделей. Поэтому в его мастерской всегда лежали мертвые змеи, ящерицы и летучие мыши. Когда он рисовал, то в своей страсти совсем не замечал того, что труп уже начинал разлагаться. Такие увлекательные истории об особенностях знаменитых людей были излюбленным развлечением людей, как сегодня сплетни о поп-звездах. За то, что люди смогли читать новости о науке и жизни знаменитостей, они должны быть благодарны одному из важнейших изобретений Возрождения — книгопечатанию, о котором выше уже шла речь. В 1450 г. Иоганн Гутенберг изобрел способ печатать книги с помощью подвижных литер.

В Средние века художники считались своего рода ремесленниками, но скульпторами и художниками эпохи Ренессанса восхищались не только за их талант в творчестве, но и за их оригинальный и иногда своенравный подход к делу. Папы, князья и короли хвалили их. Император Карл V назначил Тициана придворным художником, графом, а также рыцарем ордена Золотой шпоры. Так он облагородил художника. Леонардо добился такого же статуса, когда французский король Франциск I пригласил престарелого деятеля искусства жить в свой дворец. Король платил ему неплохое жалованье лишь за то, что художник своим присутствием украшал дворец.

В эпоху Возрождения художники неблагородного происхождения могли подняться и обрести заветный статус. Они становились по уровню авторитета на одну ступень с графами. Богачи, такие как Медичи из Флоренции, Сфорца из Милана и Эсте из Феррары, нанимали художников на работу. Они украшали свои праздники и парады изысканными декорациями. Уже тогда графам было понятно, что с помощью знаменитых художников и их картин они могут сделать себе и своему городу неплохую рекламу.

Дело не столько в маркетинге, сколько в совершенно новом мировоззрении. Хоть Бог и церковь до сих пор оставались неоспоримыми авторитетами, но и отдельный человек потихоньку завоевывал право делать то, что он сам считает нужным и важным. Отдельный человек становится центром всеобщего интереса, поэтому это время называют также гуманизмом. Слово гуманизм происходит от латинского humanitas, что означает «человечность», а humanus переводится как «человечный» и «благородный, изящный».

Эпоха гуманизма отражена не только в картинах, но и в книгах. Писатель Бальдассаре Кастильоне, родом из северной Италии, создал бестселлер под названием «Придворный». В ней некоторые женщины и мужчины непринужденно обсуждают, что нужно знать и уметь, чтобы быть благородным человеком, человеком на высоте, образованным и уверенным в себе. Кастильоне делает особый акцент на том, как важна sprezzatura. Под sprezzatura подразумевается непринужденность и открытость. Нужно вести себя всегда расслабленно и непринужденно, даже если обстановка к этому не располагает. В итоге в эпоху Возрождения появилось не только новое видение искусства, но и новая манера держать себя — расслабленно и непринужденно.

Непринужденность — это и то, как современные писатели комично изображали людские слабости и сильные стороны в театральных пьесах и стихотворениях. Это касается и известных пьес Кристофера Марло и Уильяма Шекспира. Сюда относятся и писатели-ученые, такие как Эразм Роттердамский, который блистал иронией и колющей сатирой. Эразм написал книгу «Похвала глупости», в которой высмеивал узколобость и легковерие людей. При этом он показал людей разных профессий, от монаха до врача. Он называл «жалкими» учителей, хвастающих своими знаниями.

Гуманизм привел к тому, что людей начали изображать детальнее. Если вглядеться в лица фигур эпохи Возрождения, то можно различить морщины, неровности кожи и даже бородавки. Кроме того, мы задаемся вопросом, в каком же настроении были изображенные дамы или господа. Были ли они грустными, задумчивыми, мечтательными, восхищенными или полными сомнений? Это до сих пор остается загадкой, как с изображением юной Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи. Не зря «Мона Лиза» остается самой известной картиной и сегодня. Такие картины очаровывают людей. Ведь «Мона Лиза» выглядит так же, как и любой человек, сидящий напротив нас. Мы можем лишь догадываться, доброжелателен ли он к нам или нет, улыбается он искренне или это улыбка из вежливости, а может, он совсем измучен и страдает.

Новый стиль живописи принес свои плоды по всей Европе. Чуть севернее Альп появилась новая звезда искусства — Альбрехт Дюрер из Нюрнберга. Он написал сенсационный автопортрет, на котором его можно было легко узнать, но в то же время он имел сходство с Иисусом. Это же надо было отважиться — сопоставить себя с Иисусом. В этом и была та самая sprezzatura, то есть непринужденность художника.

Искусство Ренессанса помогло распространить новый образ человека. Неужели теперь всё было по-другому, чем в Средневековье? Нет. Просто появились новые звезды и новый стиль в искусстве. Но народная масса жила в XVI в. точно так же, как и до этого. Большинство по-прежнему должны были работать на сеньора. Такие художники, как Тициан и Рафаэль, писали на картинах прекрасных самоуверенных женщин, однако в действительности их часто угнетали. Эти женщины должны были выходить замуж за мужчин, которых выбирали за них отцы, а отцы останавливались на тех, у кого была власть или деньги.

Во времена гуманизма, как и в Средневековье, продолжалась охота на ведьм[1]. Некоторые женщины обвинялись в колдовстве и сжигались на кострах, как правило, это были те, кто попросту оказывался чуть смелее остальных. Или иногда попадались те, кто знал секреты исцеления от разных болезней, за что им приписывалась связь с дьяволом и использование черной магии. Разве соседка, когда готовила суп и мешала его половником, не нашептывала ничего над котлом? Может, заклинание? Так из простого недопонимания вырастали роковые подозрения. Иногда люди обвиняли своих соседок в колдовстве лишь потому, что они им не нравились совсем по другим причинам.

Многие обвиненные в колдовстве подвергались сначала страшным пыткам. Под пытками они часто сознавались во всех грехах, лишь бы прекратить мучения. Похожее было и при инквизиции. Инквизицией назывались церковные суды, которые искали неверующих людей, еретиков. Церковные судьи таким образом отправили тысячи обвиненных на ужасные пытки и казнь. Инквизиция была основана церковью в Средневековье, однако в следующую эпоху не прекратила своего существования.

Так продолжалось довольно долго, пока не появилось первое действительно гуманное человеческое общество. Но своими творениями художники и писатели эпохи Возрождения придали смелости многим людям. Они призывали не позволять церкви или еще кому-то указывать человеку, что ему следует делать и как нужно при этом думать.



[1] В действительности именно в то время, в XV–XVI вв., «охота на ведьм» приобрела особый размах.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники средневековье старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.