18 апреля 2021, воскресенье, 09:28
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Прошлое Деда Мороза

Кадр из фильма А. Роу "Морозко"
Кадр из фильма А. Роу "Морозко"

Прошлое Деда Мороза

Наряжать елку на Рождество в России начали в середине XIX века, и к 1880-м годам эта традиция широко распространилась в городских семьях. Были и персонажи, дарившие детям подарки, — святой Николай или малыш Иисус (еще одна традиция, пришедшая из немецкого фольклора). А что же Дед Мороз?

Нередко считают, что Дед Мороз возник лишь в 1930-е годы, когда советское правительство разрешило устраивать детские елки. Иногда Деда Мороза считают чуть ли не профессиональным коммунистическим агитатором, чьей главной задачей было вытеснить память о христианском празднике Рождества, и говорят, что он не имеет корней в славянском фольклоре. Это неверно. В подробном исследовании литературоведа Елены Душечкиной «Русская елка: история, мифология, литература» (2002) показано, что такой персонаж появился на детских праздниках еще до революции. Сначала детям говорил, что он принес в дом елку, а в начале XX века уже именно он вручал им подарки, а также водил с детьми хороводы, пел песни — делал всё, что полагается Деду Морозу и сейчас.

Но новогодние праздники с елками и Дедом Морозом были в конце XIX — начале XX века, как уже говорилось, частью городской культуры. Нас же сегодня интересует, существовал ли Дед Мороз в традиционной сельской культуре славянских народов. Оказывается, фольклорный персонаж по имени Мороз был, с ним связан определенный набор обрядов, но далеко не всегда в нем можно было увидеть знакомые черты доброго Дедушки Мороза.

Для фольклора характерны персонификации. Самые разные понятия — природные силы, времена года, праздники, болезни — представлялись антропоморфными персонажами. Таким был и Мороз — персонификация холода. Подарков от него ждать не приходилось, но вот его самого следовало угостить, чтобы он подобрел и не стал весной морозить посевы.

Угощали Мороза в один из праздничных дней: накануне Крещения, Рождества, в Васильев вечер (31 декабря), в день Сорока мучеников севастийских (Сороки, 9 (22) марта), в Чистый четверг или на Пасху. Во время праздничного ужина глава семьи приглашал Мороза на угощение, предлагая есть кутью, кисель или блины, и просил не губить урожай. Например, в Псковской губернии говорили так: «Дед Мороз, дед Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, росу не убивай и ребятишек не гоняй!» В Полесье были записаны варианты таких приглашений, из которых следует, что у Мороза есть большая семья («Мороз-мороз, иди кутти исти з детками и з жоною, з маткой и з сестрою, з сватом и з братом»). Иногда использовалось обращение «Мороз Васильевич» — возможно, из-за того, что 1 января отмечался день святого Василия. В некоторых местах после троекратного приглашения Мороза делался вывод, что он не пришел. Тогда глава семьи говорил: «Не йдешь? Не йди ж ни на жито, ни на пшеницю, ни на всяку пашеницю!»

Порой приглашение Мороза становилось частью небольшой ритуальной сценки. Один из членов семьи или сосед становился под окном, и когда глава семьи звал Мороза на угощение, отвечал ему: «Сейчас приду!» или «Я уже пришел!», а потом: «Спасибо, я наелся. Сел на коня и полетел через поля, и леса, и долы, и высокие горы» (Смоленская область). После этого считалось, что заморозки всходам уже не угрожают, Мороз доволен.

Но не всегда Мороза ждало столь любезное обхождение. В Келецком воеводстве Польши, когда зимние морозы становились особенно суровыми, крестьяне кипятили воду и выливали ее за печь, чтобы «ошпарить мороз». После этого холод должен был ослабеть.

Еще один способ борьбы с зимним холодом, прямо связанный с его персонификацией, известен в украинских и белорусских поверьях. Почему-то считалось, что Мороз любит прыгать на головы лысых. Поэтому, если становилось очень холодно, советовали вспомнить двенадцать лысых знакомых и перечислить их, говоря после каждого имени «Пересядься, морозе!» или даже так «На галаву Петрака — хлоп, на галаву Кастуся — хлоп…» Рекомендовалось самого лысого человека оставить напоследок. Попрыгав по двенадцати лысым головам, Мороз станет довольным и уйдет.

Мороз встречается и в восточнославянских сказках. В них он обычно вознаграждает или наказывает героев в зависимости от того, что от них услышит. В украинской сказке Мороз — богатый пан, который едет в повозке и встречает замерзшую бабу. «Мороз, бабусю?» — спрашивает он. Баба отвечает: «Мороз, паночку, Боже його помнож!» Довольный Мороз дарит бабе шубу и угощает хлебом. Другая встреченная им баба в ответ начинает ругаться: «Мороз, паночку, щоби його бирса [буря] взяла, щоб вiн на лисого головi, непевний, розтрiскався, щоб його бенеря [нечистая сила] так била, проклятого, як вiн оце мене!» Мороз за это ее окончательно замораживает.

Сюжет напоминает сказку «Морозко», впервые опубликованную А. Н. Афанасьевым и знакомую многим сейчас по фильму Александра Роу (1964), где на вопрос «Тепло ли тебе, девица?» следовало отвечать: «Тепло, дедушка». Но если мы посмотрим на записанный Афанасьевым текст, то обнаружим, что его персонаж совсем не похож на статного старца с посохом из фильма Роу. Вот как описана встреча его с девушкой:

«Девушка сидит да дрожит; озноб её пробрал. Хотела она выть, да сил не было: одни зубы только постукивают. Вдруг слышит: невдалеке Морозко на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает. Очутился он и на той сосне, под коей девица сидит, и сверху ей говорит:

— Тепло ли те, девица?

— Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!

Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощёлкивать…»

Что за странное существо, которое прыгает по деревьям и издает необычные звуки? Во втором из афанасьевских вариантов сказки говорится так: «Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает». Из деталей внешности упомянута лишь одна («Девушка, девушка, я Мороз красный нос!»).

Поэму «Мороз, Красный нос» Николай Некрасов опубликовал в 1864 году, спустя всего год после выхода последнего выпуска «Народных русских сказок» Афанасьева. И его Мороз еще сохраняет привычку лазить по деревьям:

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет

«Тепло ли тебе, молодица?» —
С высокой сосны ей кричит.

В книге «Поэтические воззрения славян на природу» Афанасьев пишет, что, по словам крестьян, Морозко — «низенький старичок с длинной белой бородою, зимою он бегает по полям и улицам и стучит, от его стука начинаются трескучие морозы и оковываются реки льдами; если ударит он в угол избы, то непременно бревно треснет». Однако других фольклорных свидетельствах о таких подробностях получено не было.

С большей или меньшей уверенностью можно лишь утверждать, что фольклорный Мороз часто предстает стариком. В описанном выше ритуале угощения его часто называют «дедом». Поляки Поморья говорили , что Mrózk или Pan Mrozewski выглядит как косматый, усатый старик, покрытый инеем. У словаков было выражение dedo Mráz beži po tele «дед Мороз пробегает по телу».

Образ Мороза-старика, видимо, не без влияния Афанасьева, закрепился в литературной традиции. Владимир Одоевский в сказке «Мороз Иванович» (1841) описывал заглавного героя так: «Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой — от волос иней сыплется, духом дохнёт — валит густой пар».

Некрасов упоминает, что Мороз седой и бородатый, хотя он еще вполне крепок:

Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Стариком предстает Мороз и в пьесе Александра Островского «Снегурочка» (1873), где Весна говорит:

Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым…

Произведения Одоевского, Некрасова и Островского, наряду с влиянием зарубежного образа святого Николая (тоже старца), приносящего рождественские подарки, способствовали закреплению внешности Деда Мороза, которая стала для нас привычной.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги виноделие вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники средневековье старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция темная материя физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.