18 февраля 2020, вторник, 00:23

Открыт механизм естественной регенерации печени

Печень

Если верить греческим мифам, печень Прометея, растерзанная орлом, каждую ночь вырастала заново. Сегодня известно, что у млекопитающих в восстановлении печени участвуют стволовые клетки. Недавно исследователи установили, что в печени есть и механизмы истинной регенерации, как у амфибий и рептилий: клетки поврежденного органа  трансдифференцируются — теряют свои свойства,  превращаясь в клетки других типов.

Открытию предшествовало наблюдение: активация одного белка (Notch) превращает гепатоциты (клетки печени) в клетки желчных протоков. Они очень похожи на «овальные клетки», образующиеся при токсических повреждениях печени и открытые еще в 1980-х.

Сопоставив эти факты, исследователи предположили, что при повреждениях в печени запускается трансдифференцировка, и новые клетки желчных протоков развиваются из гепатоцитов. Для доказательства ученые создали трансгенных мышей, гепатоциты которых помечены светящимися белками, чтобы проследить их судьбу.

Превращение гепатоцитов у мышей проходит через промежуточные стадии. В переходных клетках есть молекулярные маркеры как гепатоцитов, так и клеток желчных протоков. Такие клетки обнаружили в образцах печени людей, страдавших гепатитом, но не у здоровых людей. Значит, трансдифференцировка гепатоцитов происходит и у человека.

Нужно отметить, что открытый механизм работает только при действии токсинов на печень. Результаты этого исследования могут быть использованы при изучении заболеваний, связанных с поражением желчных протоков, например холестаза и синдрома Алажилля.