7 апреля 2020, вторник, 03:53

Криптон помогает датировать антарктический лед

Буровая установка для добычи образцов антарктического льда
Xavier Fain

Ученые успешно определили возраст 120000-летнего антарктического льда с помощью радиометрического криптонового датирования – нового метода, который способен определять возраст льда, даже превышающий миллион лет. Результаты исследования, проведенного учеными из Орегонского университета, были опубликованы на этой неделе в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Работа финансировалась Национальным научным фондом США и Министерством энергетики (U.S. Department of Energy). Датирование образцов льда из Антарктиды необходимо для более точной реконструкции климата Земли в прошлом.

Криптоновое датирование напоминает широко известный метод датирования при помощи изотопа углерода 14C. Только криптон, в отличие от углерода-14, не вступает в химические взаимодействия, поэтому он более стабилен. Период его полураспада около 230 тысяч лет (около 5700 лет у углерода). Криптон образуется под действием космического излучения, а затем сохраняется в воздушных пузырьках антарктического льда. Датирование основано на сопоставлении доли радиоактивного изотопа 81Kr и стабильного изотопа 83Kr.

Только в 2011 году ученые из Аргоннской национальной лаборатории (Argonne National Laboratory) во главе с Чжэнтянь Лу (Zheng-Tian Lu) сумели создать достаточно надежный метод детектирования атомов криптона-81. Разработанная ими «атомная ловушка» получила название Atom Trap Trace Analysis (ATTA).

Образцы льда для исследования были добыты в антарктическом леднике Тейлора. В Бернском университете из них выделили воздух, сохранившейся с момента образования льда, а в Аргоннской национальной лаборатории определили содержание в этом воздухе радиоактивного криптона.