Минюст впервые принудительно внес пять некоммерческих организаций (НКО) в реестр «иностранных агентов» после того, как в силу вступил соответствующий закон. Об этом сообщает «Интерфакс».
В обновленном перечне «иностранных агентов», опубликованном на сайте министерства, оказались, в том числе, ассоциация «Голос» и «Центр социальной политики и гендерных исследований».
Некоммерческое партнерство «Содействие по развитию конкуренции в странах СНГ» была внесена в перечень в июне 2013 года по собственному желанию. До этого момента она была единственной организацией, которая официально имела статус «иностранного агента».
Пресс-служба Минюста отметила, что НКО, находящиеся в реестре «иностранных агентов», обязаны регулярно отчитываться о своей деятельности и расходах, в том числе посредством СМИ. Материалы, издаваемые данными НКО и распространяемые через СМИ, должны иметь специальную пометку, указывающую на то, что этот материал подготовлен некоммерческой организацией, выполняющей функции «иностранного агента».
НКО, оказавшиеся в реестре «иностранных агентов», могут обжаловать это решение. Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова уже выразила готовность помочь ряду НКО в судебных тяжбах.
«У нас есть определенные зацепки, для того, чтобы обратиться в суд. С целым рядом организаций, который к нам обращались, включая «Голос», мы будем пытаться эту ситуацию как-то разрешить», — скала Памфилова «Интерфаксу». По ее словам, в законе плохо прописана процедура внесения организаций в реестр.
4 июня президент России Владимир Путин подписал закон, наделивший Минюст полномочиями на принудительное включение некоммерческих организаций, которые получают финансирование из зарубежных источников, в реестр «иностранных агентов». При этом если сама организация не подала соответствующее заявление, с нее будет взиматься штраф.
Инициатором закона о принудительном включении в реестр «иностранных агентов» стал депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой.
Закон, обязывающий НКО, которые получают зарубежное финансирование и занимаются политической деятельностью присваивать себе статус «иностранного агента», был принят в 2012 году после массовых протестов, связанных с выборами в Госдуму и выборами президента России. Эта инициатива встретила бойкот у большинства НКО и была раскритикована правозащитным сообществом.