21 апреля 2021, среда, 07:58
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

04 декабря 2014, 13:24

Человек способен видеть инфракрасный свет

Patrick J. Lynch/Wikimedia Commons

Международная группа ученых из Польши, Швейцарии, Норвегии и Соединенных Штатов установила, что при определенных условиях люди могут увидеть инфракрасный свет. Используя клетки сетчатки мышей и людей, а также инфракрасных лазеров, исследователи обнаружили, что, когда лазерные импульсы следуют быстро, светочувствительные клетки сетчатки иногда получают двойной удар инфракрасного излучения. Когда это произойдет, глаз способен обнаруживать свет, который выходит за пределы видимой области спектра.

Исследование было начато после того, как ученые сообщили, что видели случайные вспышки зеленого света при работе с инфракрасным лазером. Франц Винберг (Frans Vinberg) и его коллеги изучили сообщения о наблюдениях инфракрасного цвета и воспроизвели в эксперименте условия, в которых эти случаи были засвидетельствованы. Они экспериментировали с лазерными импульсами различной длительности. Хотя промежутки между импульсами настолько малы, что неразличимы человеческим глазом, именно их наличие определяет возможность увидеть инфракрасный свет.

Как правило, фотон поглощается сетчаткой и активизирует молекулу зрительного пигмента родопсина, что в конечном итоге позволяет нам видеть. Энергии фотонов инфракрасного излучения недостаточно для активации пигмента. Но при коротком импульсе быстро пульсирующего лазерного луча два фотона могут быть поглощенными одной молекулой родопсина и суммарная энергия двух легких частиц достаточно, чтобы активировать пигмент и позволяют глазу, чтобы видеть то, что обычно невидимо.

О результатах исследования сообщает статья в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.