15 октября 2019, вторник, 04:10

Новое семейство примитивных молей позволило уточнить классификацию насекомых

Aenigmatinea glatzella
George Gibbs

Сообщения об открытии новых видов или родов насекомых поступают очень часто. Куда более редким оказывается обнаружение нового семейства. Однако австралийские ученые недавно сообщили о таком событии. Сообщение было приурочено к открытию фонда поддержки исследований австралийских бабочек, а описано новое семейство в статье в научном журнале Systematic Entomology.

Новое семейство, получившее латинское название Aenigmatineidae, относится к архаичным чешуекрылым. Это первое семейство примитивных молей, открытое с 1970-х годов. Оно представлено одним видом (Aenigmatinea glatzella), обитающем на острове Кенгуру у южного побережья Австралии. Длина этой моли менее сантиметра. Ее крылья переливаются золотом и пурпуром, а по краям снабжены перистой бахромой. Взрослые моли не питаются. Они выходят из куколок, спариваются, откладывают яйца и умирают за один день. Личинки Aenigmatinea glatzella живут в стволах растения Callitris gracilis, которое считается древним реликтом флоры суперконтинента Гондваны. Саму моль тоже можно назвать «живым ископаемым».

Обнаружение этого скромного семейства, состоящего из одного вида, тем не менее показалось весьма интересным для энтомологов, так как позволила им существенно уточнить представление о систематике и ранней эволюции чешуекрылых. Ранее они выдвинули гипотезу, что два семейства архаичных молей: Acanthopteroctetidae и Neopseustidae – объединяются в одну группу, происходящую от общего предка. Однако молекулярный анализ не позволял строго доказать это предположение. Когда же при анализе ДНК было учтено новое семейство, все стало на свои места. А новое семейство оказалось входящим в эту общую группу.

Как рассказывает австралийский энтомолог Тед Эдвардс, из пересмотра систематических отношений между разными группами примитивных молей следует в частности любопытный факт: оказывается, хоботок у разных групп чешуекрылых возникал в ходе эволюции более одного раза.