18 апреля 2019, четверг, 18:11

14 мая 2015, 15:41

Степень радиационного поражения можно определить по микроРНК в крови

Ученые анализировали состав микроРНК в крови мышей, подвергнутых радиационному облучению
Wikimedia Commons

Группа исследователей из Института онкологических заболеваний Дейна-Фарбера (Dana-Farber Cancer Institute) Гарвардской медицинской школы в Бостоне предложила способ определять степень радиационного поражения по составу микроРНК в крови.

Выяснить, насколько пострадали жертвы радиационной катастрофы, важная задача для медиков, которая позволяет выявить пациентов, наиболее нуждающихся в помощи и своевременно приступить к лечению. Но выполнение этой задачи осложняется тем, что даже тяжелые радиационные поражения проявляются не сразу.

Ученые провели эксперимент с лабораторными мышами, которых подвергали разным дозам радиационного облучения, от легкой до смертельной. Затем они анализировали состав микроРНК в крови мышей. В организме микроРНК участвует в регуляции работы генов при помощи механизма так называемой РНК-интерференции (подробнее об этом явлении можно прочитать в специальном очерке «РНК и иммунитет»). У мышей исследователи обнаружили 170 различных микроРНК, циркулирующих в крови. Чтобы контролировать состояние мышей и появление последствий ионизирующего излучения, они также брали пробы кровь и костного мозга через 7, 15, 30, и 90 дней. В результате удалось выявить набор из пяти микроРНК, концентрация которых изменяется в зависимости от дозы облучения. У мышей, получивших самую высокую дозу, была заметно более низкая концентрацию одной из этих пяти микроРНК и значительно более высокий уровень других четырех по сравнению с животными, которые пострадали от излучения меньше. Анализ микроРНК позволял различать разные дозы радиации в течение 24 часов после облучения, тогда как повреждение белых кровяных клеток и костного мозга отмечалось лишь через 15 дней.

Ученые также доказали, что мыши, получившие высокую дозу облучения, могут быть спасены при помощи пересадки костного мозга, если операция сделана быстро, когда симптомы поражения еще не проявились. Выявить таких мышей можно при помощи анализа микроРНК.

В перспективе такой анализ может быть применен при лечении пострадавших от радиации людей, чтобы выявить пациентов, нуждающихся в помощи в первую очередь. Но сначала предстоить выяснит, наблюдается ли подобное изменение состава микроРНК в крови людей. Для этого они планируют сотрудничать с организациями, занимавшимися медицинской помощью при радиационных авариях.

О проведенном гарвардскими учеными исследовании рассказано в журнале Science Translational Medicine.