5 апреля 2020, воскресенье, 07:06

Мексиканцы унаследовали риск диабета от индейцев майя

Мерида, столица штата Юкатан (Мексика)

Мексика – один из мировых лидеров по распространенности диабета второго типа. Им страдает около 12 % населения страны. Правительство Мексики пытается повлиять на ситуацию, вводя дополнительные налоги на сладкие газированные напитки и другую нездоровую пищу. Однако недавнее исследование показывает, что причины столь высокого уровня диабета, возможно, имеют генетическую природу.

В наши дни в Мексике живет около 800 тысяч представителей группы народов майя, преимущественно на полуострове Юкатан на юго-востоке страны. Майянские народы в течение тысяч лет развивались в культурной и географической изоляции. Как это часто происходит в любой изолированной популяции, варианты генов, редкие в других местах, получили среди майя необычно высокую частоту. Биохимик Марта Менхивар (Marta Menjívar) из Национального автономного университета Мексики (УНАМ) задалась вопросом, есть ли среди этих генетических вариантов те, что связаны с повышенным риском диабета.

Марта Менхивар и ее коллеги изучили геномы 575 представителей народов майя, разыскивая в них 10 вариантов генов, которые, согласно предшествующим исследованиям, связаны с высокими риском возникновения диабета второго типа. В результате они определили, что два таких варианта имеют необычайно высокую частоту среди майя. Как отмечает один из авторов исследования, генетик Хулио Сезар Лара Риегос (Julio César Lara Riegos), однородный генофонд майя позволил легко обнаружить эти гены, но они могут оказывать влияние на здоровье не только коренных народов, но и всего населения страны. Большинство жителей Мексики – потомки смешения европейцев, африканцев и индейцев. В среднем в их родословной около 55 % индейского компонента.

Подобные исследования могут привести к созданию персонализированных методов лечения диабета для отдельных этнических групп. Еще один соавтор исследования генетик Анхелес Гранадос (Ángeles Granados) изучает также генетические особенности майя, которые приводят к ускорению работы ферментов, ответственных за разложение и вывод из организма некоторых лекарств, применяемых против диабета. В результате лечение становится неэффективным. Знание генетических особенностей поможет в итоге врачам подбирать индивидуальную дозу препарата. Также Гранадос и другие исследователи надеются создать лекарства, которые будут более устойчивы к данным ферментам.

Исследование опубликовано в журнале Gene.