23 апреля 2019, вторник, 01:38

Один из белков крови связан с ухудшением памяти

Wikimedia Commons

Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско обнаружили связь одного из белков крови с ухудшением памяти в пожилом возрасте. Накапливаясь в крови и мозге, этот белок препятствует образованию новых клеток мозга. Открытие, возможно, позволит замедлить или предотвратить развитие проблем с памятью у пожилых людей.

Такой эффект, по мнению исследователей, имеет β2-микроглобулин (B2M) – один из белков, участвующих в формировании иммунного ответа организма. Невролог Саул Вильеда (Saul Villeda) и его коллеги измерили уровень B2M в крови лабораторных мышей и людей разного возраста и обнаружили, что, чем старше организм, тем выше содержание B2M. Затем исследователи стали вводить этот белок трехмесячным мышам и обнаружили, что у них ухудшилась память. Мыши, ранее обученные проходить лабиринт, стали совершать в два раза больше ошибок при ориентировании в нем. Кроме того, у них образовывалось меньше нейронов, чем у мышей из контрольной группы. Через 30 дней, когда избыточный белок вышел из организма мышей, проблемы с памятью у них исчезли, к нормальному уровню вернулось и количество новых клеток головного мозга.

Для окончательного подтверждения роли белка в механизмах памяти исследователи получили генетически модифицированных мышей, у которых отсутствовал ген, ответственный за синтез β2-микроглобулина. Мыши показали лучшую обучаемость и лучше решали задачи, связанные с памятью, чем животные из контрольной группы. «Это показывает, что мы можем манипулировать с кровью, а не с мозгом при лечении проблем с памятью у человека», – говорил Вильеда.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Medicine.