23 апреля 2019, вторник, 03:26

На подходе принципиально новая вакцина против гриппа

Jeffrey Boyington, Audray Harris, John Gallagher, Masaru Kanekiyo

Сразу две исследовательские группы опубликовали результаты своих работ по созданию нового типа вакцины против гриппа. Статья специалистов из Центра исследования вакцин Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США напечатана в журнале Nature Medicine, работа группы ученых из США и Нидерландов опубликована журналом Science.

Вакцины от вируса гриппа готовят каждый год. Для этого ученые отслеживают штаммы вируса, циркулирующие в южном полушарии, и пытаются прогнозировать, какие из них наиболее вероятно появятся в ближайшее время в Европе и Америке. Однако вирус постоянно мутирует, что не позволяет сделать вакцину стопроцентной надежной. Она сработает только против того штамма гриппа, мертвые частицы которого были использованы при ее изготовлении.

Обе исследовательские группы обратили внимания на гемагглютинин – один из поверхностных белков вируса, который позволяет ему прикрепляться к клеткам. Гемагглютинин обозначает буквой H с различными индексами (Н1, Н2, НЗ…). Молекула белка состоит из двух частей: часто мутирующей «головы» и более стабильного «стебля». Отличия разных версий гемагглютинина определяются, как правило, мутациями головной части. Если удастся создать вакцину, реагирующую на «стебель» белка, она может стать универсально. Однако, если «голову» молекулы удалить, «стебель» также разваливается, и антитела не могут связываться с ним.

Для стабилизации «обезглавленного» стебля ученые использовали разные подходы. Авторы статьи в Nature Medicine сначала вызвали комбинацию мутаций, которая закрепила стержневую часть «стебля». Затем они использовали продуцируемые бактериями наночастицы, которые закрепили субъединицы «стебля» в правильном порядке. Авторы статьи в Science применили сочетание мутаций, закрепляющих структуру «стебля» в верхней части. Это оказалось достаточным, чтобы обеспечить функциональную структуру для создания вакцины.

Обе группы успешно испытали полученные вакцины на лабораторных мышах. В эксперименте мышей заражали летальным штаммом вируса H5N1. Те из животных, кто получил инъекцию вакцины, выжил. Вакцина, созданная с использованием наночастиц, также была испытана на хорьках и обезьянах. Из шести инфицированных хорьков выжило четверо (в контрольной группе погибли все животные). Среди обезьян пережили заражение и получившие вакцину, и контрольная группа, но у вакцинированных животных болезнь проявилась слабее.

Разработчики планируют в ближайшее время заняться вакцинами и для других штаммов гриппа, в первую очередь H3 и H7.