25 апреля 2019, четверг, 11:34

13 октября 2015, 16:26

Сверчки-самцы делают самкам коварный подарок

Самка Gryllodes sigillatus

Съедобные подарки, которые самцы-сверчки дают своим партнершам во время спаривания, содержат уникальные белки, способные повлиять на будущее поведение спаривания самки, утверждается в исследовании, опубликованном в журнале PLOS ONE.

Самцы тропических сверчков вида Gryllodes sigillatus, подобно некоторым другим видам сверчков, выделяют при спаривании крупную желеобразную каплю, которую съедает самка. Пока самка занята едой, сперматозоиды самца из сперматофора поступают в ее репродуктивную систему. Когда самка съедает подарок, она принимается за сперматофор, поэтому самцам, чтобы иметь шанс оставить потомство, нужно занять ее на максимально долгий срок. Теперь же дополнительно выяснилось, что некоторые из белков, присутствующих в этом «брачном даре», предотвращают расщепление пищеварительными ферментами других его белков, которые, в свою очередь, влияют на репродуктивную физиологию самки и делают менее вероятным ее последующее спаривание с другими самцами.

«Давно было известно, что цель съедобных любовных подарков предотвратить съедание самкой спермы сверчка, - говорит профессор Ричард Френч-Констант (Richard Ffrench-Constant) из Университета Эксетера. – В нашем исследовании показано, что ситуация на самом деле может быть более сложной и что подарок нужен не только, чтобы накормить самку, но и чтобы повлиять на ее поведение». Исследователи проанализировали белки, содержащиеся в «брачном даре», чтобы определить их молекулярную структуру и функцию. Они обнаружили в нем белки, сходные с имеющимися у других насекомых белками – ростовыми факторами. Такое сходство позволяет предположить, что эти белки могут способствовать росту клеток в теле самки, и в результате влиять на репродуктивное поведение женского. Другие белки, также входящие в состав съедобного подарка, нейтрализуют действие пищеварительных ферментов.