20 апреля 2019, суббота, 15:20

Бактерии в фекалиях помогают тараканам быть вместе

Кишечные бактерии, содержащиеся в фекалиях тараканов, вызывают запах, который кажется тараканам привлекательным и заставляет их собираться вместе. Если же такие бактерии отсутствуют, то тараканы, как правило, бродят в одиночку, выяснили исследователи во главе с Коби Шал (Coby Schal) из Университета Северной Каролины.

Исследователям давно была известна химическая коммуникация насекомых при помощи феромонов, веществ, которые привлекают самцов к самкам. Также существуют так называемые «агрегатные феромоны», заставляющие насекомых одного вида собираться вместе. Но ученые не могли пока прийти к единой точке зрения на то, какие именно вещества служат агрегатными феромонами у тараканов. Кандидатами на эту роль был воскоподобные вещества, покрывающие тело насекомых, или же богатые азотом соединения в фекалиях.

Эксперименты ученых из Университета Северной Каролины проводились на обычных рыжих тараканах (Blattella germanica). Для опыта ученые специально подготовили тараканов, выращенных в стерильной среде, у которых отсутствовали кишечные бактерии. После этого они смогли установить, что если обычно фекалии представителей своего вида привлекают этих насекомых, то стерильные фекалии не оказывают такого действия. Если же в корм стерильных тараканов добавляли культуру нужных бактерий, то их фекалии через некоторое время становились «привлекательными».

Ранее энтомологам уже случалось делать подобные открытия с другими видами насекомых. Например, было установлено, что специфическая бактерия, живущая в организме пустынной саранчи (Schistocerca gregaria), влияет на ее поведение, в том числе на тенденцию собираться в большие группы.

Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.