Законодательство в сфкере регулирования закупок для государственных компаний несовершенно и не позволяет добиться высокой прозрачности или конкуренции на торгах. Об этом «Полит.ру» заявила Вероника Казакевич, директор гражданско-правового департамента юридической компании «КЛИФФ», комментируя тот факт, что глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев направил председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру письмо с критикой тендера на строительство газопровода «Силы Сибири» .
«К сожалению, законодательство о закупках госкомпаний на сегодня далеко не совершенно, содержит много пробелов и не позволяет достичь повышения прозрачности и увеличения конкуренции на торгах. Практически все регулирование закупки отдано на откуп самим госкомпаниям, которые в своих положениях могут прописать любые способы осуществления закупки и практически любые требования к их участникам.
Кроме того, то, что руководитель ФАС в данном случае пишет письмо руководителю «Газпрома», а не проводит проверку соблюдения законодательства в ходе проведения закупки в установленном законом порядке – также один из пробелов закона № 223-ФЗ, не предусматривающего проведение ФАС внеплановых проверок и ограничивающего полномочия антимонопольной службы только рассмотрением жалоб участников закупки.
В случае, если жалобы на закупку отсутствуют, у антимонопольной службы имеется только возможность провести внеплановую проверку заказчика в порядке закона о защите конкуренции, однако отсутствуют инструменты оперативного воздействия на заказчика в виде приостановления закупки. А поскольку сроки проведения проверок и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательство гораздо более продолжительны, то уже не будет возможности выдать предписание заказчику об устранении нарушений, поскольку к моменту вынесения решения контракт уже будет заключен и частично исполнен, в связи с чем и перспективы отмены торгов в судебном порядке достаточно сомнительны.
Нужно отметить, что «Газпром» и его дочерние общества достаточно часто являются фигурантами дел о нарушениях законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц. В частности, ранее в действиях ДО ПАО Газпром антимонопольной службой выявлялись следующие нарушения:
- объединение в один лот поставок оборудования, технологически и функционально не связанного между собой;
- ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок либо отсутствие такового;
- указание закрытого перечня банков, банковские гарантии которых могут быть представлены в качестве обеспечения;
- избыточные требования к участникам закупки;
- установление неисполнимых сроков выполнения работ.
На основании цитат из письма г-на Артемьева можно предположить, что в данной закупке имеются те же нарушения. Поэтому остается надеяться, что если нарушения не будут устранены добровольно, найдется заинтересованный участник, который обжалует данную закупку, что позволит ФАС России предпринять соответствующие меры», – объяснила Вероника Казакевич.
О том, что у ФАС возникли претензии е «Газпрому» в связи с тендером на строительство «Силы Сибири», стало известно, когда Артемьев сообщил об этом информационному агентству «Интерфакс». По словам главы антимонопольной службы, в письме к Миллеру содержалась очень жесткая критика этого тендера. «Там нарушено все законодательство, которое только можно представить. Там нарушено законодательство о конкуренции, 223-й закон и положение о тендерах», – заявил тогда Артемьев.