26 февраля 2020, среда, 10:56

Прочитан геном постельного клопа

Постельный клоп
Wikimedia Commons

В журнале Nature опубликована работа международного коллектива ученых, представляющих 36 научных учреждений, посвященная прочтению генома постельного клопа (Cimex lectularius).

Исследователи извлекали образцы ДНК и РНК из живых клопов, а также из экземпляров, хранящихся в энтомологических коллекциях. Самые старые использованные образцы датировались 1973 годом. РНК собирали как от самцов, так и от самок, учитывая также все стадии развития насекомого (взрослых клопов, яйца и личинок разных возрастов) и состояние до и после питания кровью. Такие меры помогли по РНК установить, какие гены экспрессируются у клопа в различные моменты жизни.

Изменения в экспрессии генов оказались довольно значительными. Например, обнаружились гены, которые работают только после того, как клоп в первый раз пьет кровь. Некоторые из них связаны с устойчивостью организма клопа к инсектицидам и способностью к детоксикации. Ученые сделали вывод, что клопы, вероятно, наиболее уязвимы на стадии личинки первого возраста, когда они только начинают питаться. Это можно использовать при разработке мер борьбы с клопами.

Примечательно, что было обнаружено целых 805 вероятных случаев так называемого горизонтального переноса генов, когда в хромосомах клопа оказывались гены, принадлежавшие изначально бактериям. Из этих генов 459 клоп получил от бактерий рода Arsenophonus, а еще 87 – от бактерий рода Wolbachia. Оба этих рода часто живут в организме постельного клопа.