24 октября 2019, четверг, 00:33

10 февраля 2016, 10:56

Клетки цианобактерий оказались «маленькими глазами»

Цианобактерии

Группа ученых обнаружила у цианобактерий (сине-зеленых водорослей) способность определять направление на источник света, причем в роли «глаза» выступает вся бактериальная клетка.

Ранее исследователи предполагали, что подобные организмы перемещаются хаотически и реагируют на изменение освещенности лишь постфактум, стараясь покинуть более темные участки. В новом исследовании выяснилось, что цианобактерии из рода Synechocystis используют изогнутую поверхность и содержимое клетки, чтобы сфокусировать световое излучение на противоположной стороне клеточной мембраны, подобно тому, как фотоаппарат фокусирует свет на поверхности пленки. Когда она обнаруживать источник света, бактерия начинает двигаться в его сторону. Это подтвердилось, когда, глядя в объектив микроскопа на культуру цианобактерий в среде с градиентом света, ученые увидели, что в каждой клетке есть крошечная освещенная точка в том месте, где бактерия фокусировала лучи. Для подтверждения своих выводов ученые даже обманули цианобактерий, смоделировав лазером такую же точку на их мембранах и заставив тем самым плыть в ложном направлении.

Исходя из размера цианобактерий, их зрение примерно в сотню раз менее точное, чем у человека (угловое разрешение у них равно примерно 21 градусу, тогда как у глаза человека оно составляет 0,02 градуса), но это все равно впечатляющее достижение для одноклеточных организмов. Ученые предполагают, что подобный способ фокусировки света может быть распространен у фотосинтезирующих бактерий.

Об итогах исследования рассказывает статья в журнале eLife.