1 апреля 2020, среда, 15:17

25 февраля 2016, 15:42

Обнаружены законы эволюции коренных зубов

David Hocking

Биолог Алистер Эванс (Alistair Evans) из Университета Монаша (Мельбурн) полагает, что при эволюции зубов человека и ранних гоминид действовало правило «ингибиторного каскада», определяющее, как размер одного зуба влияет на размер соседнего.

Эванс руководил международным коллективом ученых, который изучал эволюцию нижних моляров (больших коренных зубов) человека и его ближайших родственников. Они использовали базу данных об ископаемых видах и современных людях, включая одну из самых больших в мире коллекций стоматологических слепков, хранящуюся в Аделаиде, а также методы 3D-визуализации высокого разрешения. В исследовании учитывались данные как о постоянных, так и о молочных зубах. Результаты исследования изложены в журнале Nature.

Выявленные закономерности позволяют ученым предсказывать, как выглядели те зубы вымерших человекообразных приматов, которые ни разу не были найдены среди окаменелостей. В исследовании авторы реконструировали размер ни разу не попадавшихся при раскопках вторых моляров ардипитека (Ardipithecus).

Ингибиторный каскад в развитии зубов впервые был обнаружен в 2007 году в исследованиях лабораторных мышей. Согласно данной модели, пропорции зуба определяются ингибирующими и активирующими молекулами, выделяющимися, когда один зуб развивается после другого. С тех пор ученым удалось доказать применимость данной модели к развитию зубов различных млекопитающих, но зубы гоминид в этом отношении были исследованы впервые.

Ученые обнаружили также различие в эволюции зубов между представителями рода Homo с одной стороны и более ранними гоминидами – с другой. По словам Эванса, в обеих группах действует правило ингибиторного каскада, но с некоторыми отличиями. У ардипитеков, австралопитеков и парантропов размер моляров, как правило, увеличивается от первого к третьему моляру вне зависимости от общего размера зубов. У рода Homo размер моляров зависит от размера зубов (чем меньше зубы вообще, тем меньше и моляры) и от первого до третьего моляра уменьшается.