2 декабря 2020, среда, 13:40

30 марта 2016, 09:37

Квазар в созвездии Девы превысил «разрешенную» температуру

Квазар 3C 273
ESA/Hubble & NASA

Космический телескоп «РадиоАстрон» обнаружил, что квазар 3C 273 имеет температуру от 10 до 40 триллионов градусов, что примерно в десять раз выше значений, которые допускает теория, сообщается в пресс-релизе Физического института имени П. Н. Лебедева Российской академии наук.

Квазар 3C 273 в созвездии Девы был открыт в 1963 году. Он стал первым астрономическим объектом, который был признан квазаром – источником энергии чрезвычайной мощности. Светимость 3С 273 приблизительно в сто раз превышает светимость нашей Галактики. Квазары представляют собою ядра далеких активных галактик, находящиеся на расстоянии в миллиарды световых лет (для 3С 273 расстояние равно 2,44 млрд. световых лет). Сверхмассивные черные дыры в центрах квазаров притягивают материю, она нагревается до сверхвысоких температур и ее часть выбрасывается прочь в виде быстрых и узких плазменных струй – джетов.

Ученые полагали, что эффективная температура плазмы, из которой состоят джеты квазаров (то есть температура абсолютно черного тела, которое давало бы соответствующую яркость излучения), не может превышать 500 миллиардов градусов. Ограничение связано с так называемой обратной комптоновской катастрофой – если энергия электронов превышает этот предел, они начинают лавинообразно передавать энергию фотонам и охлаждаться. Десятикратное превышение температуры 3С 273 по сравнению с расчетной противоречит всем представлениям о природе излучения квазаров. «Каким-то образом ядро квазара умудряется держать температуру экстремально высокой. Мы высказали несколько идей. Будем разбираться. Это тот тип счастливых научных открытий, который обязательно поможет нам лучше разобраться в природе квазаров», - говорит руководитель научной программы «Радиоастрона», заведующий лабораторией АКЦ ФИАН Юрий Ковалев. Об итогах исследования рассказывается в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.