ФБР значительно увеличило количество агентов под прикрытием, которые изображают джихадистов, создателей бомб, дилеров оружия или онлайн-вербовщиков. Как сообщает The New York Times, два из трех судебных дела основаны на показаниях «подсадных уток». За последние два года почти 90 дел, как полагают эксперты, было заведено с помощью провокаторов.
Ранее ФБР редко использовало агентов, которые, помимо выведывания информации, еще и провоцировали подозреваемых на активные действия.
В последних расследованиях, от Флориды до Калифорнии, «подсадные утки» подталкивали объекты слежки к экстремистам, помогали покупать оружие и выстраивать оптимальные маршруты для присоединения в Сирии к запрещенной в России организации «Исламское государство».
«Мы не можем просто сидеть и ждать, пока они решатся сделать что-то самостоятельно. Невозможно сидеть, сложа руки, зная, что определенный человек готовится действовать», — заявил Майкл Стейнбак, глава отдела национальной безопасности ФБР.
Официальные лица утверждают, что ИГ действует быстро, требуя от своих адептов активности в течение дней или недель. В отличие от обычного расследования, прослушивания телефонных разговоров или обысков, тайные операции не требуют ордера судьи. Их курируют наблюдатели ФБР или прокуроры минюста, поэтому операции происходят быстро.
Однако юристы, мусульманские лидеры и общественные правозащитники утверждают, что сотрудники ФБР зачастую подталкивают подозреваемых говорить или делать вещи, на которые они в обычной ситуации не способны — по сути, они их провоцируют.
«Они фабрикуют террористические дела, они сами в пяти шагах от того, чтобы стать врагами государства», — подчеркнул Майкл Джермен, бывший тайный агент ФБР, ныне представитель Центра Брэннана Нью-Йоркского университета.