23 апреля 2019, вторник, 01:16

24 июня 2016, 10:59

Лихорадка денге делает людей уязвимее к вирусу Зика

Личинки комара Aedes aegypti, переносчика лихорадки денге и вируса Зика
Dean Calma/IAEA

Ученые предложили объяснение, почему вирус Зика, проникнув в Южную Америку, стал вызывать более опасное заболевание, чем это было ранее в Африке и в Океании. Оказывается, более уязвимыми к вирусу Зика становятся пациенты, в крови которых есть антитела к другой вирусной болезни – лихорадке денге, широко распространенной в Южной Америке. К такому выводу независимо пришли две исследовательских группы.

В некоторых районах Бразилии доля людей, в крови которых есть антитела к вирусу денге, достигает 90 %. Вирус денге делится на четыре типа, причем антитела к одному из этих типов не обеспечивают защиты от остальных трех, а напротив способствуют поражению вирусом некоторых клеток иммунной системы. Данное явление, известное как зависимое от антитела усиление (antibody-dependent enhancement, ADE), вызывает случаи особо тяжелого течения лихорадки денге.

Исследователи задались вопросом, не может ли вирус Зика, который близок к вирусу денге, тоже участвовать в ADE. Это объяснило бы, почему сравнительно легкое заболевание в Бразилии вдруг стало вызывать серьезные осложнения, такие как микроцефалию у новорожденных и временный паралич (синдром Гийена-Барре). Первое подтверждение этой гипотезы получили в апреле этого года Шерон Айзерн (Sharon Isern) и Скотт Майкл (Scott Michael) из Университета Флорида Галф Кост и их коллеги. Они обнаружили, что а выращенные в лаборатории антитела к денге и сыворотка крови больных денге резко повышают репликацию вируса Зика в клетках в лабораторных условиях. Их работа опубликована на сервере препринтов bioRxiv.

Недавно в журнале Nature Immunology была опубликована статья группы ученых из Имперского колледжа Лондона. В их эксперименте плазма крови пациентов, перенесших лихорадку денге, добавлялась в клеточные культуры, инфицированные вирусом Зика, и это увеличивало количество вируса сразу в сто раз.