4 апреля 2020, суббота, 12:35

05 августа 2016, 11:13

Слежение за солнцем помогает подсолнуху расти

Группа биологов из Калифорнийского и Виргинского университетов провела экспериментальное исследование с целью уточнить, какую роль в жизни подсолнечника играет способность его соцветий поворачиваться, “следя” за солнцем в течение дня.

Широко известен факт, что цветы подсолнечника тянутся к солнцу и сопровождают его в дневном движении с востока на запад. Но куда менее известно, что такая способность (гелиотропизм) свойственна им только на стадии бутона. Когда же начинается цветение, соцветия подсолнечника теряют способность двигаться и остаются направленными на восток.

В первой группе экспериментов ученые разными способами лишали молодые растения возможности двигать своими соцветиями или же поворачивали их так, чтобы ориентация на солнце нарушалась. В итоге такие подсолнухи росли медленнее, а их биомасса и площадь листовой поверхности были на 10 % меньше, чем в контрольной группе, где растениями не мешали тянуться к солнцу. Исследователи утверждают, что повторяющееся слежение за солнцем помогает подсолнуху расти, добавляя новые клетки с той стороны стебля, которая в данный момент сильнее растянута. Получается, что подсолнух растет с восточной стороны днем, а с западной – ночью.

Другой эксперимент был проведен со взрослыми растениями, у которых исследователи нарушили ориентацию соцветий на восток. Как оказалось, соцветия, обращенные к востоку, имеют окраску более теплых тонов, что увеличивает их привлекательность у насекомых-опылителей. Если же развернуть подсолнухи на запад, насекомые будут посещать их в пять раз реже.

Итоги исследования опубликованы в журнале Science.