20 февраля 2020, четверг, 05:20

Жители США становятся более терпимыми к идее редактирования человеческого генома

Исследователи из Висконсинского университета и Университета Темпл в Филадельфии провели очередной опрос жителей США, выясняя их отношение к технологиям редактирования генома человека. В опросе приняли участие 1600 респондентов.

Хотя предшествующие опросы показали, что американцы склонны отвергать идею вмешательства в человеческий геном из-за этических принципов или иных опасений, новое исследование показало, что две трети ответивших считают редактирование генома приемлемо с теми или иными оговорками.

В ходе опроса респонденты должны были оценить различные ситуации вмешательства в геном. В частности редактированию могла подвергаться ДНК соматических клеток, чья генетическая информация не передается потомству, и ДНК клеток половой линии, которую наследуют потомки. В оценке допустимости таких вмешательств наблюдаются существенные отличия. Для соматических клеток редактирование генома сочли возможным 39 % участников, а 35 % категорически отвергли. Если же дело касалось половых клеток, то число возражавших резко возрастало. Поддерживали вмешательство в геном лишь 26 %, а отвергали 51 %. Отличается также степень одобрения изменений генома в медицинских целях, например, для лечения генетических заболеваний, и изменений, направленных на то или иное “улучшение” человека, например, внесение генов, связанных с более высоким IQ или получение желаемого цвета глаз. Вмешательство в геном с лечебными целями одобряли уже 59 % опрошенных.

Отношение к генным технологиям связано с религиозностью опрошенных и их знакомством с достижениями науки. У людей, которые сообщили своей низкой религиозности, поддержка использования редактирования генома в медицинских целях подскочила до 79 %, у религиозных респондентов она сократилась до 50 %. В ходе исследования люди должны были ответить на девять вопросов, направленных на проверку их знаний о редактировании генома. У респондентов, которые не смогли ответить правильно ни на один из девяти вопросов, поддержка генетического редактирования снизилась до 19 % (в медицинских целях – до 32 %). У тех, кто ответил верно как минимум на шесть из девяти вопросов, она составила 41 % (а в медицинских целях – 76 %).

В целом, как полагает один из авторов исследования Дитрам Шойфеле (Dietram Scheufele) из Висконсинского университета, результаты свидетельствуют об отсутствии «общей, широкой оппозиции этой технологии». Но при этом он однозначно показывает, что наибольшие опасения вызывает вмешательство в клетки зародышевой линии.

Результаты опроса обсуждаются в статье, опубликованной журналом Science.