17 сентября 2021, пятница, 14:10
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

20 сентября 2017, 15:54

Открыта самая компактная двойная сверхмассивная черная дыра

Двойная черная дыра
Илл.: NASA, ESA, G. Bacon (STScI)

Двойная сверхмассивная черная дыра в центре спиральной галактики NGC 7674 в созвездии Пегаса, что на расстоянии около 400 миллионов световых лет от Земли, вероятно, окажется самой компактной из известных ученым сверхмассивных черных дыр.

По словам профессора Дэвида Мерритта (David Merritt) из Рочестерского технологического института, расстояние между двумя черными дырами в системе составляет менее одного светового года. Мэрритт подчеркнул, что это минимальное расстояние между компонентами двойной черной дыры, которое удавалось когда-либо обнаружить посредством прямой визуализации. Объединенная масса двух черных дыр примерно в 40 миллионов раз превышает массу Солнца, а орбитальный период двоичной системы составляет около 100 000 лет.

Исследовать эту черную дыру ученые смогли при помощи радиоинтеферометрии со сверхдлинной базой (very long baseline interferometry, VLBI). В таком случае радиотелескопы, находящиеся на разных континентах Земли, работают согласованно, образуя единый исследовательский прибор – радиоинтерферометр. В результате астрономы добиваются углового разрешения, примерно в 10 миллионов раз превышающего угловое разрешение человеческого глаза. Сведя воедино и обработав полученные от радиотелескопов данные, астрономы пришли к выводу, что в центре NGC 7674 присутствуют два компактных источника радиоизлучения, характерного для черных дыр, которые аккрецируют газ.

Ранее было известно, что галактика NGC 7674 представляет собой источник мощного излучения в радиодиапазоне по сравнению с большинством других галактик. Для ее радиоизлучения было характерно наличие особой формы джетов – тонких вытянутых структур, связывающих компактное ядро радиогалактики с внешними областями. Она получила название Z-форма. Уже высказывалось предположение, что Z-форма джетов может быть связана с прецессией оси вращения галактики, вызванной двойной черной дырой. Нынешнее открытие подтверждает эту гипотезу.

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.