10 апреля 2020, пятница, 10:42

Клеткам детских опухолей помешают ремонтировать ДНК

Клетки раковой опухоли
Dr. Cecil Fox

Детский онколог Алекс Кентсис (Alex Kentsis) и его коллеги предложили новый метод борьбы с опухолями у детей, который основан на нарушении механизмов восстановления ДНК в опухолевых клетках. Найденный ими препарат показал свою способность прекратить рост опухолей. Это не дает излечения от рака, но останавливает развитие болезни и позволяет эффективно бороться с ней другими средствами.

Опухоли у детей часто отличаются от опухолей взрослых. Они вызываются разными мутациями и по-разному реагируют на одни и те же лекарства. Поэтому неудивительно, что за последнюю четверть века в США было зарегистрировано более сотни препаратов для борьбы с опухолями взрослых и лишь четыре – для лечения опухолей у детей.

Ученые в лаборатории Алекса Кентсиса заметили, что у многих детских опухолей активно продуцируется белок PGBD5, который способен вызывать мутации в раковых клетках. В большинстве здоровых клеток как у детей, так и у взрослых, ген, ответственный за этот белок, неактивен и его функция в здоровом организме неясна. Исследователи также выяснили, что опухолевым клеткам, содержащим много PGBD5, выжить помогает активная работа механизмов репарации ДНК – различных способов исправления повреждений в этой молекуле (подробнее о репарации ДНК можно прочитать в специальном очерке).

Кентсис и его команда решили заблокировать восстановление ДНК в опухолевых клетках. Они подобрали пять молекул, которые, по их расчету, должны были помешать прохождению сигналов к началу репарации ДНК, и протестировали их в культурах обычных клеток, модифицированных таким образом, чтобы у них работал ген белка PGBD5. В итоге они отобрали самое перспективное вещество, получившее обозначение AZD6738. Оно останавливало репарацию ДНК, вызвав в итоге гибель 80 % клеток.

Затем это вещество было протестировано уже на культурах опухолевых клеток. Исследователи выбрали для этого четыре вида опухолей, которые встречаются у детей: саркому Юинга, нейробластому, медуллобластому и рабдоидную опухоль почек. Они обнаружили, что, по сравнению с нормальными клетками, клетки всех четырех разновидностей опухолей были более уязвимы к препарату AZD6738. Но если ученые отключали производство белка PGBD5 в опухолевых клетках, препарат становился менее эффективным.

На следующем этапе исследования клетки тех же четырех типов опухолей пересаживались лабораторным мышам. Затем мыши получали инъекции AZD6738. Как сообщается в статье, опубликованной журналом Science Translational Medicine, эксперимент показал эффективное подавление роста двух опухолей: нейробластомы и медуллобластомы. Он не обеспечивает полное излечение, но останавливает развитие опухоли. Теперь Алекс Кентсис и его коллеги планируют начать клинические испытания препарата. Помимо этого уже идут испытания AZD6738 для проверки его способности останавливать рост опухоли молочных желез.