26 апреля 2019, пятница, 00:59

Ученые признали способность вирусов путешествовать в космосе

Недавно открытая экзопланета TRAPPIST-1f в представлении художника
Илл.: NASA/JPL-Caltech

Журнал Astrobiology опубликовал статью, авторы которой доказывают, что вирусы вполне способны покидать пределы планет, в биосферах которых они живут, и перемещаться в космическом пространстве. Ранее исследования и рассуждения астробиологов касались бактерий или архей, теперь исследователи уверены, что пришла пора говорить и об «астровирусологии».

Аарон Берлинер (Aaron J. Berliner) из Калифорнийского университета в Беркли, Томохиро Мотидзуки (Tomohiro Mochizuki) из Токийского технологического института и Кеннет Стедмен (Kenneth M. Stedman) из Портлендского университета в Орегоне отмечают, что количественно вирусы на Земле значительно превосходят все живые организмы и они имеют возможность попасть из земной атмосферы в космос, а потом оказаться на других небесных телах.

Более того, возникновение вирусов авторы работы считают весьма вероятным сценарием при развитии жизни вне Земли, поэтому астробиология должна иметь в своем арсенале способы обнаруживать следы вирусов на других планетах, кометах и астероидах. Но пока таких методов не существует. Известные биомаркеры не подходят для обнаружения вирусных частиц, а исследование образцов под электронным микроскопом, позволяющим обнаружить вирусы, невозможно, так как этим прибором трудно оборудовать космический аппарат. Авторы работы призывают коллег начать разрабатывать стратегии и инструменты, необходимые для обнаружения внеземных вирусов.

Кеннет Стедмен ожидает, что именно вирусы станут первыми формами жизни, которые удастся обнаружить в Солнечной системе. Хорошими кандидатами на роль места их обитания могут стать подледные горячие источники на Энцеладе и Европе. Стедмен подчеркивает способность вирусов существовать в экстремальных условиях. В 2012 году он со своим коллегой Джеффри Димером (Geoffrey S. Diemer) выделил ДНК необычного типа вирусов из воды горячих источников. Вирусы существовали в очень кислотной и горячей среде, а их ДНК кодировало белок вирусной оболочки, какой ранее встречался только у РНК-содержащих вирусов. По мнению ученых, геном этого вируса, по-видимому, возник в результате рекомбинации РНК и ДНК двух не связанных друг с другом групп вирусов.