19 февраля 2020, среда, 19:17
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 марта 2018, 00:00

Мемория. Сергей Ильюшин

Сергей Ильюшин. 1942 год
Сергей Ильюшин. 1942 год

30 марта 1894 года родился Сергей Ильюшин, авиаконструктор.

 

Личное дело

Сергей Владимирович Ильюшин (1894-1977) родился в деревне Дилялево (Вологодская область) в семье крестьянина-бедняка Владимира Ивановича Ильюшина и его жены Анны Васильевны. Был младшим сыном в большой семье – всего у Ильюшиных было одиннадцать детей. Читать Сергей научился рано – уже в шесть лет. Его первыми книгами были «Ветхий завет» и «Новый завет», а также «Часослов» – богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий. Помимо богословской литературы мальчик читал также журнал «Вестник Европы», который непонятным образом попал в глухую вологодскую деревню.

В восемь лет пошел в земскую школу, находившуюся в соседнем селе Березники в двух с половиной верстах от деревни. Детей учили русскому языку, чистописанию, географии, арифметике и конечно же закону божьему.

В дальнейшем Ильюшин с благодарностью вспоминал своего школьного учителя Александра Чевского, который привил ему любовь к чтению и разбудил тягу к знаниям. «Тяжелую физическую работу я стал выполнять очень рано, начав пахать землю в 1906 году, когда мне было всего лишь 12 лет, так как отцу в то время было уже 63 года, а матери 56 лет, и она уже не в состоянии была пахать землю», - писал Ильюшин в автофиографии..

В пятнадцать лет по примеру старших братьев Сергей ушел из родной деревни на заработки. Был чернорабочим сперва на мануфактуре Яковлева под Костромой, затем на фабрике Горелина в Иваново-Вознесенске, работал землекопом, строил дороги, чистил сточные канавы на красильной фабрике в Петербурге, нанимался косить сено.

В 1910 году в Петербурге Ильюшин встретил земляков, которые сказали ему, что есть хорошая работа на Коломяжском ипподроме, который в то время переделывали под аэродром для проведения первой в России международной авиационной недели. Он нанялся на ипподром землекопом. Выравнивал поле: засыпал ямки, срезал кочки; помогал выгружать ящики с деталями аэропланов, собирать их.

Осенью 1910 года на Комендантском аэродроме проходил первый Всероссийский праздник воздухоплавания. Там Ильюшин впервые увидел полеты знаменитых русских авиаторов: Михаила Ефимова, Сергея Уточкина, Владимира Лебедева, Льва Мациевича и других. Именно тогда у него и зародилась любовь к авиации.

В 1911 году Сергей вернулся в родную деревню, где некоторое время проработал возчиком молока маслодельного завода. Однако поскольку семья испытывала острую нужду, в конце года снова решил уехать на заработки. Он подался на строительство Амурской железной дороги, где на станции Бурея провел практически весь 1912 год. Был чернорабочим, смазчиком букс. Затем как владеющего грамотой его поставили табельщиком.

Весной 1913 года Ильюшин уехал в Ревель (ныне Таллин), где нанялся на строительство судостроительного завода Русско-Балтийского общества. Был разнорабочим, смазчиком, помощником машиниста экскаватора.

Когда в декабре 1914 года Ильюшина досрочно призвали в армию, он добился направления в авиацию. Работа на аэродроме в Петербурге давала ему на это некоторое право, и в январе 1916 года он был переведен в команду Северного района авиации в Петербург на Комендантский аэродром, где служил сначала ангарным, затем помощником авиамоториста, младшим и, наконец, старшим мотористом. Входил в состав аэродромной команды, которая принимала, проверяла, готовила к полетам самолеты от авиационных заводов С. С. Щетинина и В. А. Лебедева.

В разгар войны, в 1916 году, официально разрешили зачислять в летные школы представителей низшего сословия. Для этого на Комендантском аэродроме организовали солдатскую школу летчиков Всероссийского императорского аэроклуба. Из аэродромной команды приняли в нее лишь двоих: моториста Ильюшина и браковщика Климова. В дальнейшем один стал генеральным конструктором самолетов, другой, Владимир Климов, генеральным конструктором моторов.

Летом 1917 года Ильюшин сдал экзамен на права пилота. После Октябрьской революции аэродромную команду, где служил Ильюшин, расформировали. Ему пришлось вернуться в родную деревню. Вскоре он уехал в Вологду, где заведовал отделом промышленности местного совета народного хозяйства: занимался налаживанием работы национализированных лесопилок, паровых мельниц, маслобоен.

В октябре 1918 года Ильюшин вступил в компартию, став членом РКП(б).

В мае 1919 года снова был призван в армию – на этот раз РККА. Его направили в Серпухов, где находилось командование Красного Воздушного Флота. Там Ильюшин встретил своих старых знакомых по аэродромной команде Комендантского аэродрома, которые устроили его авиамехаником 6-го авиаремонтного поезда 6-й армии Северного фронта.

Весной 1920 года Ильюшина перевели в Саратов, где он стал старшим механиком и комиссаром 2-го авиационного парка Кавказского фронта. В авиапарке занимались ремонтом, восстановлением и испытанием самолетов перед отправкой на фронт.

Через некоторое время Ильюшин пишет рапорт с просьбой направить его на фронт. В феврале 1921 года он был назначен начальником 15-го авиационного поезда 9-й Кубанской армии Кавказского фронта.

Осенью 1921 года авиапоезд Ильюшина был направлен в Москву, на усиление заново формирующихся частей. Перед отправлением он высказал начальнику авиации Кавказского фронта Василию Хрипину желание поступить в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. Хрипин его в этом поддержал. Сдав экзамены, в сентябре 1921 года Ильюшин был зачислен в институт, в следующем году преобразованный в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского.
Большинство авиаторов довоенной поры начинали свою карьеру с планеризма. Не стал исключением и Ильюшин. Во время учебы Ильюшин активно участвовал в работе кружка планеристов Мастерских тяжелой и осадной артиллерии (Мастяжарт). В 1923 году С. В. Ильюшин спроектировал свой первый планер, назвав его  «Мастяжарт» (АВФ-3). С ним  Построив его вместе с участниками кружка, принял участие в Первом Всесоюзном слете планеристов в Коктебеле в ноябре 1923 года.

В следующем, 1924 году, Ильюшин спроектировал и построил планеры «Рабфаковец» (АВФ-4) и  «Мастяжарт-2» (АВФ-5). Четвертый сделанный им планер «Москва» (АВФ-21) (1925) принял участие в Ренских состязаниях планеристов в Германии в августе 1925 года.

Дипломный проект Ильюшина был посвященный разработке самолета-истребителя. Успешно защитив его, Ильюшин в 1926 году окончил Академию. Ему было присвоено звание военного инженера-механика Воздушного Флота.

С июня 1926 по ноябрь 1931 года работал председателем самолетной секции Научно-технического комитета ВВС, где занимался изучением мирового опыта самолетостроения, разработкой тактико-технических требований к новым самолетам. Также в 1930—1931 годах работал помощником начальника Научно-испытательного института ВВС по научно-технической части.

С ноября 1931 года по январь 1933 года Ильюшин возглавлял конструкторское бюро Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). В конце 1932 года он предложил разделить конструкторское бюро ЦАГИ на две самостоятельные структуры: ЦКБ авиазавода № 39 им. В. Р. Менжинского для строительства легких самолетов и конструкторский отдел ЦАГИ, занимающийся разработкой тяжелых самолетов. Предложение было поддержано начальником Глававиапрома Петром Барановым и наркомом тяжелой промышленности Григорием Орджоникидзе.

Приказом Глававиапрома от 13 января 1933 года было организовано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода им. В. Р. Менжинского, начальником которого стал Ильюшин. Одновременно он руководил конструкторской бригадой № 3. В сентябре 1935 года бригада была преобразована в Опытное конструкторское бюро авиазавода им. В. Р. Менжинского, а Ильюшин назначен Главным конструктором ОКБ.

Первенцем Ильюшинского ОКБ стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26, на котором 17 июля 1936 года Владимир Коккинаки установил первый советский мировой авиационный рекорд (высоты подъема груза), официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией. Всего в том же году Коккинаки установил на ЦКБ-26 пять мировых рекордов, в том числе поднял груз весом 2000 кг на высоту 11 005 метров.

Позднее в ОКБ Ильюшина были созданы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд налетов на Берлин в августе-сентябре 1941 года, а также «летающий танк» — штурмовик Ил-2, самый массовый военный самолет СССР в Великой Отечественной войне.

В 1943 году - в самый разгар войны - ОКБ Ильюшина приступило к разработке пассажирских самолетов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12. За ним последовали Ил-14 и Ил-18. Последним самолетом, разработанным под руководством Ильюшина, стал Ил-62 — флагман Аэрофлота 1960-х — 1970-х годов.

В 1968 году Ильюшин получил звание академика АН СССР.

Летом 1970 года в связи с болезнью сложил с себя обязанности руководителя ОКБ, однако оставался членом Научно-технического совета и консультантом.

Сергей Ильюшин скончался 9 февраля 1977 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

 
Сергей Ильюшин, 1910-е годы

Чем знаменит

Выдающийся авиаконструктор Сергей Ильюшин  разработал легендарный штурмовик Ил-2, ставший самым массовым боевым самолётом в истории – всего было выпущено более 36 тысяч этих машин. Сами конструкторы называли созданный ими самолёт «летающим танком». В свою очередь пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолётом» и  «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»). Созданный Ильюшиным штурмовик превосходил по защищённости все советские самолёты. Отмечались случаи, когда Ил-2 сумел вернуться с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. А после восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй.

Еще одно знаменитое детище ОКБ Ильюшина - первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт межконтинентальной дальности Ил-62. Он был флагманом Аэрофлота и производился серийно почти три десятилетия - с 1966 по 1995 годы.

На сегодняшний день в России в коммерческой авиации не осталось самолётов этого типа, они летают только в ВВС и в специальном лётном отряде «Россия». На протяжении нескольких десятилетий Ил-62 выполнял функцию «самолёта № 1», перевозившего первых лиц государства: от Брежнева до Ельцина. Он перестал быть «самолётом Президента» лишь в 1995 году, когда ему на смену пришёл Ил-96.

 

О чем надо знать

Ильюшин является единственным лауреатом семи Сталинских премий (1941, 1941, 1943, 1946, 1947, 1950, 1951 годы). Также он был награжден Ленинской  премией (1960) и Государственной премией СССР (1971).

Авиаконструктор трижды становился Героем Социалистического Труда. Был награжден восемью орденами Ленина (столько же их было и у его вечного соперника Туполева), орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени двумя орденами Красной Звезды,  а также орденами Суворова I и II степени

 

Прямая речь

Механик, воздушный стрелок Валентин Усов об Ил-2: «Я думаю, что на то время это был единственный самолёт, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую манёвренность и броневую защиту… Конечно, 20-миллиметровый снаряд броня не держала, но на рикошет уходило очень много попаданий… Кроме того, бронекорпус и не полностью убирающиеся колёса позволяли сажать машину на живот. При этом, естественно, масляный радиатор сносило, но такие повреждения возможно было исправить в полевых условиях»

Публицист Феликс Чуев о пассажирском Ил-62: «Забавным происшествием закончилось пребывание Ил-62 в Нью-Йорке. Когда перед отлетом пассажиры и экипаж заняли свои места, к самолету подошел желтого цвета тягач, чтобы отбуксировать самолет на взлетную полосу. Однако, к общему удивлению, мощность буксировочного устройства оказалась недостаточной для нашего лайнера. На лицах провожающих застыло недоумение, что же делать? Что будет дальше! Экипаж советского самолета попросил руководителя полетов отогнать тягач от самолета, запустил двигатели и на глазах у всех дал задний ход, вызвав нескрываемое восхищение присутствующих. Самолет самостоятельно подошел к взлетной полосе, используя обратную (реверсивную) тягу двигателей».

Джон С. Бризендайн, президент «Дуглас Эркрафт компани» на смерть Ильюшина: «Просим принять глубокие соболезнования от сотрудников "Дуглас Эркрафт компани". Вместе с семьей Ильюшина С.В., его коллегами и со всем миром мы разделяем скорбь, вызванную кончиной одного из действительно великих деятелей в истории авиации. Пусть всем нам послужит некоторым утешением то, что его имя и плоды его работы будут жить и после его кончины».

 

7 фактов о Сергее Ильюшине

  • Ильюшин и три его товарища — Александр Иванов, Владимир Фирулев и Александр Бирилло — по заданию губкома партии основали партийную ячейку в Вологодском педагогическом институте.
  • Осенью 1919 года механик Ильюшин получил приказ выехать в район Петрозаводска, где, по донесению наземных войск, приземлился подбитый белогвардейский двухместный самолет «Авро» 504к английского производства. Ильюшин с пятью красноармейцами добрались до места вынужденной посадки самолета, разобрали его и увезли в Москву на завод «Дукс». Позднее на основе этого самолета был разработан советский учебный биплан У-1.
  • В апреле 1938 года во время служебного перелета из Москвы в Воронеж у самолета УТ-2, которым управлял Ильюшин, перегрелся и отказал мотор. В ходе вынужденной посадке в темноте самолет перевернулся. Авиаконструктор и его пассажир получили травмы, в результате у Ильюшина на всю жизнь остался шрам над бровью. Вскоре после этого случая вышел приказ, запрещающий главным конструкторам летать самостоятельно.
  • В 1967 году Ильюшин получил звание генерал-полковник инженерно-технической службы, а в 1971 году — генерал-полковник-инженер.
  • Ильюшин был дважды женат. Первая жена — Раиса Жалковская, в этом браке родилась дочь Ирина и сын Владимир, ставший летчиком-испытателем, Героем Советского Союза. Вторая жена – инженер-конструктор Анастасия Советова – была младше Ильюшина на 20 лет. В этом браке родились два сына – Сергей и Александр.
  • Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени и Кубенском.
  • В настоящее время на планете существует всего два летающих экземпляра штурмовика Ил-2, из них один находится в России, а второй – в США.

 

 

Материалы о Сергее Ильюшине

Неизвестный Ильюшин. Триумфы отечественного авиапрома

Биография Сергея Ильюшина на сайте «Чтобы помнили»

Феликс Чуев. «Ильюшин». Серия ЖЗЛ

Статья о Сергее Ильюшине в Википедии

Обсудите в соцсетях

Главные новости

12.02 21:40 Фейсбук удалил десятки групп и аккаунтов. Они были связаны с российской разведкой
12.02 21:05 Директору ФБК Жданову предъявили обвинения по делу о фильме «Он вам не Димон»
12.02 20:41 СК уволил следователя, отметившего повышение под тост «жизнь ворам»
12.02 20:01 Министерство юстиции РФ внесло «Радио Свобода» в список иноагентов
12.02 19:35 Слесарь московского метрополитена нашел двухмесячного младенца
12.02 18:56 Власти Новосибирска заказали «духовный поезд» за 800 тыс. рублей
12.02 18:29 В сети нашли фото застолья из колонии с осужденным за убийство Немцова Зауром Дадаевым
12.02 17:54 В Челябинской области семье пришлось 327 раз позвонить в больницу, чтобы вызвать врача двухлетнему ребенку
12.02 17:21 Greenpeace оценил ежедневные потери от загрязнения воздуха в $8 млрд
12.02 16:50 Премьер Мишустин назначил двоюродного брата Кадырова замминистра спорта России
12.02 16:41 Шерстяной волчара из популярного мема оказался шерстяной волчицей
12.02 16:28 Гран-при Китая «Формулы-1» перенесли из-за коронавируса
12.02 16:02 В Кузбассе главу отдела полиции обвинили в избиении задержанного. Он награжден медалью «За честь и мужество»
12.02 15:51 ЦРУ полвека имело доступ к секретной переписке 120 стран
12.02 15:30 Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ксения Столбова завершила карьеру
12.02 15:29 Фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» впервые выйдет в российский прокат
12.02 14:43 Власти США заявили, что у Huawei есть «тайный» доступ к мобильным сетям всего мира
12.02 14:01 Тюменский следователь отпраздновал получение нового звания под тост «Жизнь ворам». СК начал проверку
12.02 14:00 Сидячий образ жизни повышает вероятность депрессии у подростков
12.02 13:57 Издательство АСТ выпустило книгу блогера об опасности прививок. После критики ее убрали с продаж
12.02 13:39 Экс-начальник УФСИН Свиридов выстрелил себе в голову в зале суда после объявления приговора
12.02 13:12 В Нидерландах взорвались посылки с бомбами
12.02 12:22 Офицера‑подводника уволили за пьянство и мат в адрес Путина. Он пытался восстановиться через суд, но ему отказали
12.02 12:00 Новость из прошлого: 12 февраля 2000 года — Лондонский клуб списал России половину долга
12.02 12:00 В хвосте динозавра обнаружена редкая разновидность опухоли
12.02 11:48 В России удвоилось число регионов с дефицитом бюджета
12.02 11:38 ФСБ проводит обыск в красноярском футбольном клубе «Енисей»
12.02 11:10 Личное оружие не делает человека счастливее и не улучшает сон
12.02 11:07 Актера Джусси Смоллетта повторно обвинили в инсценировке нападения на себя
12.02 10:50 На круизном лайнере в Японии число заразившихся коронавирусом достигло 175 человек. Россиян среди них нет
12.02 10:14 В Архангельской области задержали гражданина Латвии. Он поддерживал активистов на Шиесе
12.02 09:56 Картину Дэвида Хокни «Всплеск» продали в Лондоне почти за $30 млн
12.02 09:44 В России двух пациентов с коронавирусом выписали из больниц. Больше случаев заболевания не выявили
12.02 08:51 «Медуза»: во время протестов в Москве ФСБ требовала ключи для дешифровки переписки у десятков интернет-компаний
12.02 07:58 В Пензе полиция задержала активистов — они приехали поддержать осужденных по делу «Сети»
12.02 06:47 Минпромторг: запасов легкой промышленности РФ хватит минимум до начала марта
12.02 06:10 Samsung представил смартфон Galaxy S20 в трех разновидностях
12.02 05:32 В Китае от коронавируса умерли 1113 человек, число инфицированных превысило 44,6 тыс.
11.02 21:41 Прокуратура Махачкалы отказалась возбуждать дело о дискриминации на администрацию самого большого бассейна в СКФО — в него не пускают женщин
11.02 20:48 Власти выделили 3 млрд рублей на постройку храма Минобороны. Его обещали строить только на пожертвования
11.02 20:17 Всемирная организация здравоохранения дала официальное название китайскому коронавирусу — Covid-19
11.02 19:42 Суд отменил решение об аресте главы сафари-парка «Тайган»
11.02 19:14 Суд отправил под домашний арест бывшую жену Цеповяза. Ее обвиняют в вымогательстве 70 млн рублей
11.02 18:43 Депутаты предлагают дать бывшим президентам должности пожизненных сенаторов
11.02 18:13 Из коронавирусного карантина в Санкт-Петербурге сбежала женщина. Врачи передали ее данные в полицию
11.02 17:58 В Крыму около 120 человек вышли поддержать арестованного директора сафари-парка «Тайган» Олега Зубкова
11.02 17:31 Протокол на фем-активистку Юлию Цветкову составили по материалам отдела ФСБ по борьбе с терроризмом
11.02 16:58 Основатель старейшей в России блог-платформы Diary.ru продал ее
11.02 16:44 Новым главой Совбеза Чечни назначен 23-летний племянник Кадырова
11.02 16:23 В Калининграде молодоженов обвинили в госизмене из-за фотографий со свадьбы
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.