19 февраля 2020, среда, 23:37

24 мая 2018, 16:28

Ученые построили самый маленький домик

FEMTO-ST Institute

Специалисты по нанороботам из Франции сумели создать самый маленький домик. Он был построен внутри вакуумной камеры растрового электронного микроскопа, а его длина составляет всего 20 микрометров.

Домик был создан специалистами из исследовательского института FEMTO-ST (Franche-Comté Électronique Mécanique Thermique et Optique – Sciences et Technologies) в Безансоне. Они использовали устройство, называемое платформой μRobotex, которое сочетает двойной растровый электронный микроскоп, систему впрыска газа и крошечного управляемого робота. Сам дом располагается на срезе оптического волокна, диаметром меньше человеческого волоса. Сфокусированный ионный пучок микроскопа использовался для разрезания тонких кремниевых пластин, составляющих стены дома. Когда стены занимали нужное положение, мощность ионного пучка уменьшалась, а система впрыска газа склеивала пластины между собой. У дома есть четыре стены, двускатная крыша, семь окон и каминная труба, «потому что зимой в Безансоне снег и холодно», сообщают исследователи.

Проект стал способом продемонстрировать, что μRobotex может работать с точностью менее двух нанометров. По словам одного из авторов исследования Жана-Ива Роша (Jean-Yves Rauch) это стало «очень важным результатом для робототехники и оптического сообщества». В будущем команда надеется применить свою технологию для создания микроструктур на оптических волокнах, которые смогут обнаруживать определенные молекулы. Эти волокна можно будет помещать в труднодоступные места, такие как кровеносные сосуды, где смогут выявлять белковые оболочки вирусов. В дальнейшем ученые хотят еще больше продвинуть свои эксперименты, «построив структуры меньшего размера и зафиксировав их на углеродных нанотрубках диаметром от 20 нанометров до 100 нанометров».

О своей работе французские исследователи рассказали в журнале Journal of Vacuum Science & Technology A.