17 октября 2019, четверг, 11:44

Одноклеточные ровесники динозавров рассказали о существовавшем в центре Австралии море

Древняя циста динофлагеллята
Carmine Wainman, University of Adelaide

Недалеко от городка Рома на юго-западе австралийского штата Квинсленд палеонтологи обнаружили микроскопические останки ископаемых существ, свидетельствующие, что в данном районе Австралии около 148 миллионов лет назад существовало море.

Окаменелости представляют собой останки одноклеточных существ – динофлагеллятов, или панцирных жгутиконосцев (Dinoflagellata), подобных тем, что и сейчас во множестве встречаются как в морях, так и в пресных водах. При тяжелых жизненных условиях, например, при недостатке пищи, динофлагелляты переходят в особую стадию покоящейся клетки – цисты. Именно такие древние цисты динофлагеллят и нашли палеонтологи Университета Аделаиды.

Находка сделана в породах позднего юрского времени. Австралия в тот период была соединена с Антарктидой, а на суше господствовали динозавры. Палеонтолог Кармин Уайнман (Carmine Wainman) поясняет, что ученым и раньше было известно о существовании внутриавстралийского моря – так называемого моря Эроманга. Но предшествующие данные подтверждали его наличие в меловом периоде, около 110 миллионов лет назад. Обнаружение динофлагеллят юрского возраста говорит, что море существовало на сорок с лишним миллионов лет раньше.

Авторы работы полагают, что юрское море существовало в Австралии недолго. Оно возникло во время краткого вторжения морских вод внутрь континента, затем было изолировано от мирового океана и, высыхая, постепенно превратилось в ряд небольших солоноватых и пресных водоемов. Динофлагелляты попавшие туда должны были ускоренно эволюционировать, чтобы приспособиться к меняющимся условиям.

Исследование опубликовано в журнале Palynology.