23 апреля 2019, вторник, 20:57

26 июня 2018, 10:17

Мутация наделила морских звезд устойчивостью к смертельной болезни

Ученые обнаружили, что геномы морских звезд, живущих у побережья Калифорнии, изменились после эпидемии 2013 – 2014 годов, когда в этом районе погибло около 81% морских звезд. Нынешние морские звезды имеют гены, которые наделяют их устойчивостью к заболеванию, хотя механизм этого пока остается непонятным.

Заболевание, которое часто называют «синдромом истощения морских звезд», вызывается вирусом из подсемейства Densovirinae. Вирус поражает более двадцати видов морских звезд. Первым признаком болезни становятся белые пятна на теле звезды. Затем начинают разрушаться ткани вокруг этих пятен. Из-за повреждений системы наполненных жидкостью сосудов, составляющих гидравлическую систему внутри тела иглокожих, тело морской звезды теряет упругость, а вскоре она становится неспособна двигаться. Смерть наступает в течение нескольких дней, когда организм полностью разрушается.

У исследователей из Калифорнийского университета в Мерседе имелись образцы тканей морских звезд, взятые до эпидемии в 16 различных точка на калифорнийском побережье. Затем они взяли новые образцы у выживших звезд в тех же местах, а также у личинок, появившихся на свет уже после эпидемии. Генетический анализ показал, что как выжившие звезды, так и личинки имеют в своем геноме последовательности, отличающиеся от геномов морских звезд до эпидемии. Предполагается, что именно они наделили морских звезд качествами, которые позволили им уцелеть.

В планах исследователей определить функции выявленных генов, чтобы понять, каким образом они способствовали выживанию морских звезд.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.