22 апреля 2019, понедельник, 19:16

11 октября 2018, 13:10

Гигантская грибница опенка в Мичигане живет уже 2500 лет

Опенок тонконогий (Armillaria gallica)

Согласно новому исследованию микологов из Канады и США, гигантская грибница опенка в штате Мичиган весит не менее 40 тонн, а возраст гриба-гиганта составляет около 2500 лет.

Гигантский гриб относится к виду опёнок тонконогий (Armillaria gallica) и растет в лесу на Верхнем полуострове Мичигана. Конечно, каждое отдельное плодовое тело этого гриба имеет обычные для опенка размеры, но его подземная грибница распространяется на значительной площади.

В конце 1980-х годов по заказу министерства обороны США в этих местах проводились исследования по влиянию на живые организмы радиостанций сверхнизкой частоты, использовавшихся для связи с подводными лодками. В ходе этих исследований было обнаружено, что грибница опенка на многих участках леса генетически идентична, а значит принадлежит к одному организму. Известным этот факт стал после публикации в 1991 году в журнале Nature статьи Майрона Смита (Myron L. Smith), Йоханна Бруна (Johann N. Bruhn) и Джеймса Андерсона (James B. Anderson). Тогда исследователи оценили площадь, занимаемую грибницей опенка, в 15 гектаров, общий его вес в 9700 килограммов, а возраст – в 1500 лет.

Опенок из Мичигана стал знаменит. Пресса дала ему прозвище «Огромный гриб» (Humongous fungus). Теперь местные жители гордятся своим грибом. Каждый август в близлежащем городе Кристал-Фолз проводится праздник Humongous Fungus Fest, продаются футболки и другие сувениры с изображениями гриба, он даже использовался в рекламной кампании местной фирмы по прокату грузовиков. Правда, уже в 1998 году был обнаружен еще более крупный экземпляр грибницы. У опенка темного (Armillaria ostoyae) на востоке штата Орегон грибница занимает более 8,8 квадратных киломертра, а общий возраст оценивается в 2,4 тысячи лет.

Теперь Андерсон, Брун и Смит вместе с коллегами провели новые исследования гигантского гриба. Они взяли пробы в 245 точках леса и осуществили генетический анализ. По его результатам выяснилось, что гриб гораздо крупнее и старше, чем считалось. Он весит не менее 40 тонн, а растет уже 2500 лет.

Ученых особенно интересовала скорость появления мутаций в отдельных клетках гигантской грибницы. Она оказалась удивительно низкой. Было обнаружено всего 163 генетических изменения на 100 миллионов нуклеотидных оснований генома. Неясно, является ли причиной этого какой-то особый механизм восстановления ДНК или же низкая скорость изменений объясняется тем, что грибница находится под землей, куда не проникает ультрафиолетовое солнечное излучение.

Исследования опубликовано на сервере препринтов bioRxiv.org.