20 апреля 2019, суббота, 21:24

12 октября 2018, 10:01

Капибары создали свой метод иммунотерапии рака

Carlos Eduardo Livino

Коллектив ученых из Колумбии, Швеции и США секвенировал ДНК капибары – самого крупного современного грызуна. В ходе исследования удалось обнаружить уникальный способ, благодаря которым в организме капибары снижается вероятность появления опухолей.

Капибары, или водосвинки (Hydrochoerus hydrochaeris) широко распространены в Южной Америке. Встречаются они в окрестностях водоемов, хорошо плавают и ныряют, спасаясь в воде от наземных хищников. Предки капибар возникли в Африке около 80 миллионов лет назад и прибыли в Южную Америку спустя 40 миллионов лет. Длина тела капибары достигает 1,35 метра, высота в холке – 60 сантиметров, а вес может превышать 60 килограммов. Для представителей отряда грызунов это просто гигантские размеры. Например, близкий родственник капибары мокко, или скальная свинка (Kerodon rupestris) весит не более килограмма. Обычно небольшой размер тела грызунов объясняют стратегией выживания: так легче прятаться от хищников, да и не всякий хищник сочтет целесообразным гоняться за мелкой добычей. Однако при появлении предков капибар в Южной Америке, по словам эволюционного биолога Луизы Рот (V. Louise Roth) из Университета Дьюка, в этом регионе почти не было хищников, что, возможно, позволило этим грызунам увеличивать свои размеры.

Но увеличения размера поставило перед капибарами новую задачу. Чем больше клеток в организме, тем выше вероятность, что какая-то из них переродится в раковую клетку и даст начало опухоли. Соответственно, риск онкологических заболеваний у крупных животных должен быть выше. Однако в природе этого не происходит. Ни слоны, ни киты не болеют раком чаще, чем животные меньших размеров. Это явление ученые заметили еще в 1970-х годах и назвали парадоксом Пето по имени английского медика Ричарда Пето. Лишь в последние годы cтали узнавать, как именно разные крупные животные добиваются такого эффекта. Например, у слонов имеется весьма надежный механизм ремонта поврежденной ДНК.

В нынешнем исследовании выяснилось, что у капибар тоже есть особый метод профилактики рака. Гены, определяющие работу их иммунной системы, позволяют ей, намного лучше обнаруживать и разрушать клетки, делящиеся слишком быстро. Следовательно, иммунные клетки капибар способны подавить еще только зарождающуюся опухоль. По утверждению авторов исследования, у других животных подобного не отмечалось.

Результаты опубликованы на сервере препринтов bioRxiv.org.