26 апреля 2019, пятница, 11:27

Удалось определить генетический механизм восстановления сердца мексиканских рыб

Astyanax mexicanus (обычная и пещерная разновидность)

Мексиканская пресноводная рыба Astyanax mexicanus способна восстанавливать сердечную ткань после повреждений. Новое исследование позволило определить гены, с которыми, вероятнее всего, связана эта способность.

Имеется две разновидности данного вида рыб. Помимо обычной, есть еще пещерная форма, утратившая зрение и имеющая белую окраску. Такие рыбы обнаружены в подземных реках примерно в тридцати мексиканских пещерах. Их генетические отличия от обычных представителей данного вида давно привлекают внимание исследователей.

В частности, как удалось установить, рыбы из пещеры Пахон утратили способность к регенерации сердечной мышцы. Матильда Моммерстег (Mathilda Mommersteeg) из Оксфордского университета сравнила геномы этих рыб с рыбами из обычных рек и обнаружила три области генома, связанные с регенерацией сердечной мышцы. Сравнение активности генов показало, что после травмы сердца у речных Astyanax mexicanus начинают усиленно работать два гена: lrrc10 и caveolin.

В контрольном эксперименте были использованы представители другого вида рыб – популярные у аквариумистов данио рерио (Danio rerio), тоже обладающие способностью к сердечной регенерации. Когда у подопытных рыб ученые инактивировали ген lrrc10, такая способность у них утрачивалась.

Результаты исследования опубликованы в Cell Reports.