20 февраля 2020, четверг, 01:24

14 декабря 2018, 12:13

Куриные кости станут руководящими ископаемыми для антропоцена

Pixabay

В 2016 году Международный геологический конгресс решил, что с середины XX века на Земле началась новая геологическая эпоха, в которой деятельность человека стала достаточно сильным фактором, изменяющим облик планеты. Она получила название антропоцен.

Но для каждой геологической эпохи и периода палеонтологи стараются найти руководящие ископаемые – остатки живых организмов, встречающиеся в отложениях именно этого времени и отсутствующие в других. Что может стать руководящим ископаемым для антропоцена? В статье, опубликованной журналом Royal Society Open Science, дается ответ на этот вопрос – кости домашней курицы.

Общее поголовье домашних кур сейчас насчитывает не менее 22,7 миллиардов птиц, что значительно превосходит самых многочисленных диких птиц – красноклювых ткачей (Quelea quelea), которых в мире насчитывается лишь 1,5 миллиарда. Суммарная масса домашних кур превосходит массу всех остальных птиц вместе взятых. Потребление куриного мяса людьми растет быстрее, чем остальных видов мяса, и ожидается, что скоро оно обгонит свинину – самый популярный на данный момент вид мясной пищи.

С ростом потребления курятины растет и число выбрасываемых людьми куриных костей. Часто на свалках они попадают в благоприятные условия, при которых кости не разлагаются, а мумифицируются. Ведущий автор исследования Кэрис Беннет (Carys E. Bennett) называет кости бройлерных куриц «потенциальной будущей окаменелостью этого века».

Важно и то, что анатомически нынешние куры значительно изменились, не только по сравнению со своим диким предком банкивской джунглевой курицей, но и по сравнению с курами, веками жившими в курятниках в разных уголках мира. Распространение быстро растущих бройлеров началось в 50-х годах. У этих кур стремительный рост мышц ног и груди вызывает целый ряд последствий. Уменьшаются относительные размеры других органов, в частности сердца и легких. Изменяется положение центра тяжести тела, редуцируется мускулатура в области таза, что вызывает проблемы с передвижением и нередкую хромоту. Все это отражается на строении скелета. Авторы исследования проследили эти отличия, сравнивая скелеты современных бройлеров с образцами, хранящимися в Музее археологии Лондона.