26 февраля 2020, среда, 20:10

Серотонин влияет на клетки эмбрионов через белки в клеточном ядре

Эмбрион пресноводной рыбы Danio rerio. Фото: Vanja Solin, Andreas Hartl
Vanja Solin, Andreas Hartl

Российские учёные совместно с коллегами из Швеции и США изучили действие серотонина на зародышей разных животных. Результаты исследования могут объяснить влияние этого вещества на протекание беременности и развитие плода у женщин. Статья опубликована в журнале «ACS Chemical Neuroscience». Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ), кратко о результатах рассказывается в пресс-релизе фонда.

Гормон серотонин — химический регулятор настроения и поведения. В физиологии это вещество наиболее известно как передатчик сигнала между клетками в нервной системе. Оно также выполняет множество регуляторных функций: влияет на свёртываемость крови, сокращение сосудов, выброс инсулина и прочее. Учёные обнаружили, что серотонин действует на организм не только через белки на поверхности клеток. Он также связывается напрямую с внутриклеточными белками, изменяет их свойства, и в результате многие физиологические реакции проходят иначе. Однако раньше подобные процессы находили только у взрослых организмов, преимущественно млекопитающих и человека.

Давно известно, что изменение уровня серотонина или воздействие на его белки может приводить к различным порокам развития зародыша. При этом внутриклеточные механизмы таких процессов изучены крайне слабо. Сотрудники Института биологии развития имени Н. К. Кольцова РАН совместно с коллегами из Каролинского института (Швеция) и Морской биологической лаборатории (США) провели уникальную работу по исследованию влияния серотонина на эмбриональное развитие позвоночных и беспозвоночных животных.

Они обнаружили, что в эмбрионах рыб, моллюсков и морских ежей на ранних стадиях формирования зародыша серотонин попадает в ядра клеток. Под действием специального фермента он присоединяется к белкам и таким образом изменяет их функции. Значительно позднее подобные изменения влияют на специализацию клеток, формирование различных тканей, органов и их систем. Данная работа позволила установить, что найденный механизм действия серотонина очень древний и работает сходным образом у разных организмов. Это может объяснять различные нарушения в развитии плода у беременных женщин, принимающих антидепрессанты на самых ранних этапах беременности. Многие из подобных лекарств влияют на уровень серотонина во всем теле.

«Обнаруженные новые механизмы взаимодействия серотонина и белков-мишеней в ядрах клеток позволят иначе взглянуть на происходящие в эмбриональном периоде развития процессы. Дальнейшие исследования помогут понять особенности происхождения, условия и причины появлений ряда распространённых врождённых заболеваний, а также предложить новые направления в стратегиях их лечения и профилактики, начиная с самых ранних дней жизни», — отмечает одна из авторов статьи, доктор биологических наук, руководитель лаборатории сравнительной физиологии развития ИБР РАН Елена Евгеньевна Воронежская.