20 февраля 2020, четверг, 02:16

У жившего 251 миллион лет назад земноводного нашли опухоль

Палеонтологический институт РАН

Ученые из Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН совместно с врачами-рентгенологами из Санкт-Петербурга выявили наиболее древний случай доброкачественной опухоли у наземных позвоночных. Результаты исследования опубликованы в «Палеонтологическом журнале», кратко о них сообщает пресс-служба института.

Материалом для исследования послужил окаменевший фрагмент нижней челюсти бентозуха (Benthosuchus korobkovi), хранящийся в Государственном геологическом музее им. В. И. Вернадского РАН. Бентозухи представляют собой особую группу земноводных, жившую в раннем триасовом периоде. Их ископаемые останки были найдены на территории России, а род бентозухов выделен в 1937 году известным палеонтологом и писателем Иваном Ефремовым.

Правая ветвь челюсти, использованная в нынешнем исследовании, принадлежала крупному бентозуху длиной около 1,6 м и с черепом длиной не менее 40 см. Найдена она была в Ярославской области в отложениях раннего оленёкского яруса триасовой системы (возраст — около 251 млн лет).

Ученые применили метод исследования, позволивший им не разрушать древнюю окаменелость, — мультиспиральную компьютерную томографию. Она основана на различии в способности тканей поглощать рентгеновское излучение. При сканировании на томографе исследователь получает изображения отдельных срезов объекта толщиной в несколько десятых долей миллиметра. Затем при помощи компьютерной обработки из них складывается двухмерная или трехмерная модель исследуемого объекта с большой детализацией.

При помощи медицинского томографа было обнаружено вздутие костной ткани продолговатой формы на лабиальной (губной) стороне окаменевшей челюсти, которое представляет собой опухоль костной ткани. Ее длина — 29,8 мм, а ширина — до 17,5 мм.

Находка стала самым древним примером доброкачественной опухоли у наземных позвоночных. Единственный описанный ранее случай патологического опухолевидного изменения костной ткани у земноводных относится к одной из костей черепной крышки у раннетриасовой амфибии Parotosuchus, но он был найден в более молодых (позднеоленёкских) отложениях.