15 июня 2021, вторник, 22:46
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

CAR Т-клетки смогут работать дольше. Это улучшит современный метод лечения рака

Т-лимфоцит
Blausen Medical

Австралийские ученые обнаружили вещество, синтез которого в модифицированных иммунных клетках, предназначенных для борьбы с онкологическими заболеваниями, помогает им работать дольше.

Современный метод иммунотерапии рака основан на создании CAR Т-клеток (chimaeric antigen receptor, химерный антигенный рецептор). У больного берутся Т-лимфоциты, которым в лаборатории при помощи специально созданного вируса передается ген определенного белка — поверхностного рецептора клетки. Данный белок способен избирательно связываться с белками раковых клеток, таким образом Т-лимфоциты, вернувшись в организм пациента, уже обучены распознавать и уничтожать раковые клетки. Подробнее об этом методе можно прочитать в очерке «Как помочь иммунной системе». Для ряда типов рака этот метод в последние годы показал очень хорошие результаты, но требуется дополнительная работа, чтобы сделать CAR Т-клетки более устойчивыми.

Группа ученых из университета австралийского города Огаста недавно доказала, что CAR Т-клетки остаются активными дольше и более эффективно уничтожают опухоли, когда в них сохраняется в активной форме сигнальная молекула STAT5. «Наше исследование показывает, что экспрессия активной формы STAT5 в Т-клетках может заметно улучшить терапевтический результат на моделях В-клеточной лимфомы у мышей, — говорит профессор Ган Чжоу. — Когда пациент получает CAR Т-клетки, лечению может помешать ряд препятствий. CAR Т-клетки могут быть заблокированы и не попасть в опухолевые участки или они могут оказаться недолговечными или стать дисфункциональными после столкновения с раковыми клетками. Наши исследования показывают, что после добавления активированной молекулы STAT5 эти Т-клетки могут найти путь к опухоли и оставаться активными после того, как убивают раковые клетки. Молекула STAT5 также может помочь CAR T-клеткам дольше выжить в организме, чтобы предотвратить возвращение раковых клеток».

Хотя еще предстоит провести дополнительные исследования в лабораторных условиях, прежде чем активация STAT5 может быть применена к людям, Ган Чжоу надеется, что этот метод скоро удастся применить в клинической практике. Для этого надо разработать человеческую форму активной молекулы STAT5, подобноую той, что использовалась в экспериментах на мышах, а также оценить ее безопасность для пациентов.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science Immunology.