14 июня 2021, понедельник, 12:14
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Выявлен виновник таинственной болезни шимпанзе

Молодых шимпанзе в заповеднике Такугама помещают в клетки, чтобы уменьшить риск заражения
Leah Owens

Коллектив ученых из США, Италии, Германии, Сьерра-Леоне, Великобритании и Испании сумел обнаружить возбудителя смертельной болезни шимпанзе, появившейся в 2005 году в Сьерра-Леоне.

Болезнь отмечена у шимпанзе из заповедника Такугама, где живут обезьяны, которых конфисковали у браконьеров и контрабандистов. С 2005 по 2018 году от нее умерло как минимум 53 шимпанзе. Болезнь назвали «эпизоотическим неврологическим и желудочно-кишечным синдромом» (ЭНЖКС). Заболевшие шимпанзе начинают спотыкаться и испытывать проблемы с поддержанием равновесия, у них начинаются судороги, вздутие живота, рвота и понос. Несмотря на попытки лечения, заболевшие особи довольно быстро умирают.

Долгое время причина болезни оставалась неизвестной. Подозревали заражение вирусом энцефаломиокардита или отравление некоторыми из местных растений, но эти гипотезы не подтвердились. Тони Голдберг (Tony L. Goldberg) из Висконсинского университета и его коллеги изучили ткани и ДНК заболевших и здоровых шимпанзе и в 13 из 19 образцов, полученных от больных животных, обнаружили неизвестных ранее бактерий из рода сарцина (Sarcina). Ни в одном из 14 образцов от здоровых шимпанзе таких бактерий найдено не было.

Секвенирование бактериальной ДНК показало, что эта бактерия наиболее близка бактерии Sarcina ventriculi, которую можно встретить в кишечнике человека и некоторых животных. Но Sarcina ventriculi лишь изредка проявляет патогенность, становясь причиной желудочно-кишечных заболеваний, тогда как у новой бактерии есть несколько генетических отличий, делающих ее более опасной. Исследователи предложили для открытой ими бактерии научное название Sarcina troglodytae в честь шимпанзе (Pan troglodytes), которых она заражает.

Теперь ученые намерены выяснить, что послужило источником заражения. Для этого они будут изучать образцы воды, воздуха и пищи, собранные в заповеднике. Один из возможных вариантов состоит в том, что бактерия достаточно широко распространена, но есть какой-то фактор, который вызывает болезнь. Пока можно отметить, что обычно шимпанзе заболевают в марте, с наступлением жаркого и сухого сезона, когда животные в заповеднике получают больше корма. Результаты исследования уже используют сотрудники заповедника при лечении шимпанзе, включив в число препаратов антибиотики.

Работа опубликована в журнале Nature Communications.