21 июня 2021, понедельник, 20:35
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

17 марта 2021, 16:00

Вымышленный французский ученый за год стал автором 180 статей

C. Aycock/Science

Впервые подпись Камиль Ну (Camille Noûs) появилась год назад под открытым письмом против французской политики в области науки. С тех пор под авторством Камиль Ну были опубликованы 180 научных статей в самых разных областях — от астрономии до молекулярной биологии.

На самом деле Камиль Ну — вымышленный персонаж, который, по замыслу инициативной группы RogueESR, должен олицетворять коллективные усилия в науке и протестовать против индивидуализма. Для него было выбрано гендерно-нейтральное имя, а фамилия одновременно намекает на французское местоимение nous «мы» и греческое слово νοῦς «разум». Место работы Камиль Ну — вымышленная парижская лаборатория Cogitamus, что значит «мы мыслим». Ученые, разделяющие идеалы RogueESR, добавляют Камиль Ну в число своих соавторов, зачастую без ведома редакторов научных журналов.

Главная мишень RogueESR — новый закон о реформе в области финансирования исследований. Группа, у которой нет официального лидера, заявляет, что изменения угрожают академической свободе и гарантиям занятости и что акцент закона на наукометрических показателях, таких как количество публикаций или цитирований, слишком подчеркивает индивидуальные достижения и наносит ущерб исследовательской культуре. Символом протеста становится Камиль Ну. «Сотни статей сделают это имя лучшим автором на планете, что приведет к искажению некоторых библиометрических статистических данных и демонстрации абсурдности количественной оценки отдельных ученых», — объявляет RogueESR.

Самая цитируемая на сегодня статья Камиль Ну была опубликована в журнале Physics Letters B. Включивший Камиль Ну в число авторов своего исследования Жан-Филипп Лансберг говорит, что это имя — «элегантный и безобидный способ протеста». Он считает, что таким образом можно выявить слабые места в нынешних соглашениях об авторстве. В физике высоких энергий длинные списки авторов не позволяют каждому взять на себя осмысленную ответственность за исследование, и Камиль Ну, по словам Лансберга, показывает, что стандарты авторства и основанные на них показатели недостаточны и абсурдны. Редакция журнала Physics Letters B не была поставлена в известность при подаче статьи.

Журнал Scientific Reports, где вышла публикация Камиль Ну об определении древних торговых путей в Азии по изотопам стронция в хлопчатобумажных тканях, позже «выразил озабоченность» относительно авторства и объявил, что расследует этот вопрос. А редакция Physical Review B опубликовала сообщение, где говорилось, что включение имени Камиль Ну в число авторов статьи о сверхпроводимости в ультратонких пленках нидрида ниобия противоречит этике журнала и что это имя исключается из числа авторов.

Теперь RogueESR призывает своих сторонников честно сообщать редакторам, кто такой Камиль Ну, при подаче статьи. Многие французские журналы принимают такие публикации, но зарубежные редакции реже идут на такой шаг. Недавно редакционный совет Proceedings of the Royal Society of Edinburgh Section A отказался включить Камиль Ну в число авторов статьи по математике, и не согласные с этим решением авторы сами отозвали статью. В другом случае редактор Solar Physics отказал авторам, сославшись на стандарты авторства, рекомендованные комитетом по публикационной этике, которые требуют, чтобы каждый из авторов внес существенный вклад в работу и нес ответственность за ее содержание.